Время новостей
     N°228, 09 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.12.2008
Лихтенштейн открывается
Банки княжества передадут США информацию об американских неплательщиках налогов
Международное давление на власти Лихтенштейна начинает приносить плоды. Вчера в Вадуце глава правительства княжества Отмар Хаслер и посол США Ли Картер подписали соглашение о том, что лихтенштейнские банки начиная с 2010 года будут предоставлять американской стороне необходимую информацию о клиентах, подозреваемых в налоговых преступлениях. В соглашении отдельно оговорено, что запрос должен базироваться на «обоснованном подозрении». Однако точного определения того, что имеется в виду, не существует. Тем не менее считается, что новое соглашение положит конец лихтенштейнско-американской путанице в терминах и подходах к вопросу о том, что на самом деле является «налоговым преступлением». В то же время предоставление информации США будет осуществляться не автоматически, а по решению лихтенштейнского суда. «Подписанным соглашением мы вновь подтвердили наши хорошие и многолетние отношения с США, -- заявил вчера Отмар Хаслер. -- Тем самым мы создали также солидную базу для будущего сотрудничества с новой избранной администрацией США». «Свои оценки соглашению мы сможем дать, лишь когда будем располагать официальным текстом и опубликованными официальными комментариями», -- сказал в этой связи представитель лихтенштейнского банка LLB Цюрил Зеле.

В США и во многих других странах разницы между понятиями «уход от налогов» и «налоговый обман» не существует -- и то, и другое является по сути равнозначными преступлениями. В то же время в Лихтенштейне (равно как и в Швейцарии) эти понятия дифференцированы. В основе альпийского подхода к этому вопросу лежит концепция декларирования доходов. Ее задача состоит в защите интересов граждан от государства, так как человеку свойственно ошибаться. Если, скажем, отдельно взятый гражданин в поданную в Лихтенштейне налоговую декларацию «забудет» внести те или иные доходы либо имущество, то с точки зрения законодательства страны речь будет идти об уходе от налогов. И это по местным юридическим меркам всего лишь административное правонарушение. Власти наказывают за это лишь денежным штрафом, который, впрочем, может многократно превышать размер скрываемых налогов. Другое дело, если власти Лихтенштейна уличают в налоговом обмане. В классическом виде такое преступление возникает, например, при подделке документов, связанных с налоговой отчетностью. В этом случае на злоумышленника заводится уголовное дело.

Такие разночтения до сих пор и препятствовали полному раскрытию информации, необходимой различным странам для успешной борьбы с уклонистами от уплаты налогов. В разнице подходов к определению налоговых нарушений во многом и кроется причина того, что Лихтенштейн был наряду с Монако и Андоррой поставлен Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в черный список стран, предоставляющих налоговые убежища для зарубежного бизнеса.

В начале 2008 года между Германией и Лихтенштейном возник конфликт из-за того, что сотрудник принадлежащего княжеской семье Лихтенштейна банка LGT продал агенту германской федеральной службы разведки базу данных с клиентами банка, среди которых оказалось немало известных в германских деловых кругах лиц, а также несколько крупнейших компаний. Германия поделилась этой секретной информацией с десятком стран мира, в том числе с Великобританией и США.

Американские власти в последние годы все активнее пытаются бороться с неплательщиками налогов, вкладывающими крупные денежные суммы, не заявленные налоговым органам, в так называемые налоговые оазисы. Наиболее часто капиталы оседают в финансовых институтах Швейцарии и Лихтенштейна. Вадуц, похоже, решил сделать сотрудничество с американскими властями даже еще более глубоким, чем оно существует по части ослабления банковской тайны между США и Швейцарией. Соглашение с альпийской конфедерацией, как известно, предусматривает возможность предоставления информации американским властям лишь исключительно в случае налогового обмана, но отнюдь не ухода от налогов, что встречается несравнимо чаще. С 1 января 2010 года, когда подписанный вчера документ вступит в силу, лихтенштейнские власти теперь во взаимоотношениях с органами юстиции США больше не будут различать уход от налогов и налоговый обман. «С целью реализации нынешнего соглашения уже в наступающем году Лихтенштейн создаст необходимую правовую базу», -- заверила на днях пресс-секретарь правительства княжества Герлинде Манц-Крист.

Согласно информации, предоставленной «Времени новостей» в правительстве Лихтенштейна, новое соглашение обеспечивает обмен информацией по запросу в отношении дел начиная с 2009 налогового года. Иными словами, речь идет о налоговых декларациях, подаваемых, как правило, в первые месяцы 2010 года или позже. Обмен информацией будет происходить на основе права США в случае обоснованного подозрения в отношении налогового преступления, совершенного налогоплательщиком США с финансовыми ценностями в Лихтенштейне. Обмен информацией будет регулироваться соответствующим процессом и происходить исключительно на основе специфического запроса относительно налогоплательщика со стороны властей США. При этом правомочность такого запроса будет определять лихтенштейнский суд. Тем самым, как считают в Вадуце, соглашение сохранит правовые гарантии для клиентов банков и обеспечит неприкосновенность частной сферы граждан.

Особенностью двустороннего соглашения между США и Лихтенштейном является то обстоятельство, что в данном случае каждая из сторон обладает своим корыстным интересом. Американцы -- в более полной информации о согражданах, нарушающих налоговое законодательство страны. А лихтенштейнские банки -- в сохранении за собой так называемого QI-статуса (Qualified Intermediary), который предоставляется американскими властями иностранным банкам, получившим лицензии «квалифицированных посредников». Двустороннее соглашение на этот счет истекает как раз с 2010 года. «Речь идет во многом о балансе интересов, -- отмечает г-жа Манц-Крист, -- поэтому стороны и сели за переговоры». На самом деле без QI-статуса существенная часть доходов лихтенштейнских финансистов оказалась бы попросту невозможной. Без такой лицензии, по сути, ни один неамериканский банк не имеет права продавать ценные бумаги американских эмитентов без уплаты налога на доходы за границей по начисленным процентам и дивидендам. Лихтенштейнское правительство убеждено, что потенциальная утрата такого статуса, предоставляемого властями США лихтенштейнским финансовым институтам, нанесет ущерб конкурентоспособности последних и, соответственно, экономике самого Лихтенштейна.

Давление на европейские налоговые оазисы со стороны США становится для них все более ощутимым. В 2012 году истекают договоры относительно QI-статуса и у Швейцарии. В альпийской конфедерации также всерьез задумались о возможных аналогиях с Лихтенштейном. «Мы хотели бы сначала узнать, какое толкование будет дано понятию ухода от налогов в соглашении между Лихтенштейном и США», -- заявил в воскресном издании швейцарской Neue Zuericher Zeitung представитель правительства Швейцарии. А швейцарские банкиры, как и всегда при необходимости поступиться банковской тайной, предпочли сохранить хорошую мину. «Это автономное решение Лихтенштейна, которое не является сигналом для Швейцарии, -- заявил по этому поводу спикер Объединения швейцарских банков Томас Зуттер. -- Ситуация в наших странах разная». По его словам, альпийская конфедерация в отличие от Лихтенштейна располагает соглашениями об исключении двойного налогообложения с большим числом стран. Именно в этих соглашениях, как считают швейцарские власти, присутствуют необходимые инструменты для оказания необходимой юридической или ведомственной помощи.

Впрочем, трудно представить, что американцы на переговорах относительно продления QI-cтатуса для Швейцарии откажутся от возможности заполучить от Берна дополнительные уступки. При этом необходимо иметь в виду, что и действующее в настоящее время соглашение на этот счет и без того ограничивает швейцарскую банковскую тайну, что однозначно признает швейцарское налоговое управление.

Юрий ШПАКОВ, Берлин