Более пяти тысяч верующих собралось в воскресенье на литургии в храме Христа Спасителя, причем многим из них, чтобы попасть на богослужение, пришлось отстоять четырехчасовую очередь, и это лишь малая часть из тех, кто пришел и продолжает приходить к храму, чтобы помолиться за упокой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, скоропостижно скончавшегося в минувшую пятницу.
Кончина патриарха, возглавлявшего РПЦ в течение 18 лет, стала главным событием, не только религиозной, но и светской жизни России. В том числе и стараниями Алексия II в постсоветской России РПЦ вернула себе статус одного из важнейших общественных институтов, с которыми власти сегодня вынуждены считаться, даже несмотря на провозглашенный в Конституции страны принцип отделения церкви от государства. Не будучи формально вписанным в нынешнюю «табель о рангах», патриарх тем не менее давно утвердился в числе первых лиц российского государства, что косвенно признали в том числе и лидеры других религиозный конфессий, откликнувшихся на смерть Алексия II как соболезнованиями, так и поминальными службами.
Свое последнее богослужение Святейший патриарх отслужил 4 декабря, в праздник Введения Пресвятой Богородицы -- знаменательно, что в этот же день исполнился 91 год с момента интронизации (избрания на патриарший престол) святителя Тихона. Судьбы двенадцатого и пятнадцатого патриархов, при всей своей несхожести, имеют одну общую черту: обоим предстоятелям пришлось взять на себя бремя попечения о церкви в переломные эпохи -- в момент распада государственной власти, в те годы, когда единство церкви как сообщества верующих находилось под угрозой.
Патриарх Тихон, причисленный к лику святых, стал первым предстоятелем Русской православной церкви после восстановления патриаршества в 1917 году и первым высшим иерархом, которому пришлось принять на себя удары со стороны новой коммунистической и атеистической власти. Патриарх Алексий II, избранный на Поместном соборе 1990 года, встал во главе церкви накануне крушения этой власти, за которым последовал и распад советской империи.
В новые времена, при всеобщем признании принципа свободы совести и отделения церкви от государства зачастую межцерковные и межрелигиозные противоречия использовались и «раскручивались» политическими силами в своих целях. Поэтому одной из основных пастырских заслуг Патриарха Алексия считают сохранение канонического церковного единства РПЦ «поверх» границ, прочерченных политиками на постсоветском пространстве. И, безусловно, в истории РПЦ первосвятительство Алексия II запомнится как время, когда был преодолен многолетний раскол между церковью в Отечестве и за рубежом -- подписание в прошлом году Акта о каноническом общении между Московским патриархатом и РПЦЗ во многом явилось заслугой покойного предстоятеля Русской православной церкви. Шестнадцатому патриарху, который будет избран в будущем году на Поместном соборе, предстоит разрешить те проблемы, которые церковь не смогла преодолеть в патриаршество Алексия II, -- уврачевать расколы на Украине и в Эстонии.
Алексий II, в миру Алексий Михайлович Ридигер, сам родился за рубежами России -- в 1929 году Таллин, как и сейчас, был столицей независимой Эстонии. Известно, что «эстонский канонический вопрос» был одним из камней преткновения в отношениях между Московским и Константинопольским патриархатами -- Москва оспаривает законность существования Эстонской апостольской православной церкви, которую взял под свое покровительство Константинополь. Но мало кто знает о том, что отец будущего русского патриарха, протоиерей Михаил Ридигер, был рукоположен в священники митрополитом Таллинским Александром (Паулусом), тем самым, который впоследствии возглавил «раскольническую» эстонскую юрисдикцию.
При крещении Алексей Ридигер был наречен в честь Алексия, человека Божия, но, принимая 3 ноября 1961 года монашеский постриг в Троице-Сергиевой лавре, он избрал своим небесным покровителем другого святого с тем же именем -- митрополита Киевского и святителя Московского. Святитель Алексий остался в истории церкви XIV века не только как великий праведник и выдающийся пастырь, но и как выдающийся дипломат, умевший, как бы сейчас сказали, вести диалог и с московскими князьями, и с ордынскими ханами. Ту же роль -- не только первосвященника, но и посредника в отношениях между церковью, обществом и государством на рубеже XX--XXI веков пришлось взять на себя и Алексию II. «Под его началом православная церковь превратилась в один из авторитетных институтов, плодотворно взаимодействующих с государством, -- говорится в обращении президента Дмитрия Медведева, опубликованном в связи с кончиной патриарха. -- Московский патриархат приобрел уважение и авторитет не только в России, но и в международном религиозном сообществе».
Черты, отличавшие патриаршество Алексия II, -- весьма активное участие церкви в общественной жизни и даже публичной политике (достаточно вспомнить о том, что за 18 лет РПЦ приняла собственную социальную доктрину и концепцию прав человека, сформулировала свою позицию едва ли не по всем вопросам общественной и государственной жизни), равно как и активное участие православных иерархов в межконфессиональном диалоге, зачастую воспринималось критически, причем не только мирянами, но и в церковных кругах. С одной стороны, православные «ультра-ортодоксы» обвиняли церковное священноначалие в потворстве экуменическому движению -- вспоминалось и то, что сам Святейший патриарх занимал не последние посты во Всемирном совете церквей, и четверть века входил в руководящие органы Конференции европейских церквей. С другой стороны, многие околоцерковные деятели, причем как правых, так и либеральных взглядов, упрекали высших иерархов в том, что они так и не покаялись в «грехе сергианства» -- в сотрудничестве с коммунистическим режимом (а с точки зрения отдельных критиков -- и с любой государственной властью).
Предельным выражением таких настроений стал недавний «бунт» бывшего епископа Анадырского и Чукотского Диомида, который начал с обвинений священноначалия в «исповедании еретического учения экуменизма» и «развитии духовного соглашательства, подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти», а закончил тем, что назвал РПЦ «служанкой Антихриста». Хотя Диомид и был запрещен в служении и лишен сана, но это вовсе не значит, что в церковной среде и среди мирян исчезли изоляционистские настроения, рупором которых стал бывший чукотский владыка, и это еще один вызов, с которым придется иметь дело преемнику Алексия II.
Перед началом воскресной панихиды в храме Христа Спасителя митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, накануне избранный местоблюстителем патриаршего престола, призвал верующих к преодолению разногласий. Владыка Кирилл, напомнив о том, что апостол Павел в одном из своих посланий говорил о единой вере, подчеркнул, что «Патриарх был символом нашего единства». «Стоя у этого дорогого всем нам гроба, мы должны ответить на призыв Спасителя в готовности сохранить единство, братское общение, совместно отстаивать красоту и силу нашей церкви, дабы через это богатство и красоту явилась Божья сила всему нашему народу», -- обратился к священникам и мирянам митрополит Смоленский и Калининградский.
Влиятельного митрополита Кирилла еще при жизни Алексия II нередко называли одним из наиболее вероятных кандидатов в преемники Патриарха. Однако даже его особое место у гроба скончавшегося предстоятеля РПЦ не стоит рассматривать как особые преференции на выборах первоиерарха, которые состоятся уже в следующем году. Теоретически «баллотироваться» смогут не только авторитетные российские епископы -- например, митрополит Боровский и Калужский Климент или митрополит Коломенский и Крутицкий Ювеналий, но и иерархи РПЦЗ, посылающей свою делегацию в Москву. Ожидается, что в российскую столицу приедут глава зарубежной церкви митрополит Илларион, архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил.
Согласно уставу РПЦ нового предстоятеля церкви определит Поместный собор, в котором наряду со священнослужителями будут участвовать и миряне -- члены церковных общин. Точную дату созыва собора определит Синод, чье внеочередное заседание пройдет 10 декабря, на следующий день после отпевания и погребения Святейшего патриарха в Богоявленском (Елоховском) соборе Москвы.