Приватизационное ведомство Австрии в минувшую пятницу согласилось продать госпакет акций национального авиаперевозчика Austrian Airlines немецкой Lufthansa за символические 366 тыс. евро. Австрийское правительство также выразило готовность заплатить Lufthansa 500 млн евро в счет погашения долгов Austrian, достигающих 900 млн евро. Это финансовое вливание, правда, еще должно быть одобрено Европейской комиссией. Если высший орган Евросоюза сочтет, что оно не противоречит закону о конкуренции, к лету следующего года объединенная группа Lufthansa--Austrian станет крупнейшей авиакомпанией в Европе, а по некоторым показателям -- во всем мире.
Австрийское правительство решило приватизировать 41,56-процентный государственный пакет убыточной Austrian Airlines в августе этого года. В объявленном тендере приняли участие франко-голландская группа Air France -- KLM (которая до сих пор считается самой большой авиакомпанией Европы) и российская S7.
Однако оба этих претендента отказались от борьбы еще на предварительном этапе. После этого единственным потенциальным покупателем австрийской авиакомпании осталась Lufthansa, причем ее кандидатура изначально рассматривалась правительством Австрии как наиболее желательная. На прошлой неделе сделка была оформлена. В среду ее одобрил наблюдательный совет Lufthansa, а в пятницу -- австрийское агентство по управлению государственным имуществом (OeIAG). Сразу после заседания OeIAG с Lufthansa был подписан контракт на продажу акций.
Как сообщил председатель совета директоров и генеральный директор Lufthansa Вольфганг Майрюбер (кстати, австриец по происхождению), немецкая компания заплатит за госпакет австрийской всего 366 тыс. евро. Кроме того, Lufthansa обязалась через три года выплатить OeIAG еще некоторую сумму, которая будет рассчитана по формуле, учитывающей прибыльность Austrian и котировки акций Lufthansa к тому моменту. Максимальный размер выплат по этому пункту договора ограничен 162 млн евро.
Austrian сохранит собственное юридическое лицо, головной офис в Австрии, отдельный воздушный флот и персонал. «Lufthansa согласилась сохранить австрийскую авиатранспортную инфраструктуру, насколько это только возможно, принимая во внимание потребности Вены как делового центра, а также продолжая расширять ее в той мере, в какой это коммерчески целесообразно в соответствии с потребностями рынка», -- сказал г-н Майрюбер в прошлую пятницу.
Австрийское правительство со своей стороны согласилось помочь новому владельцу Austrian, погасив долги компании на 500 млн евро. Таково было настоятельное требование Lufthansa. Подобную меру господдержки, правда, должна еще утвердить Еврокомиссия. Ее решение ожидается к весне 2009 года, и только после этого сделку по продаже Austrian можно будет считать состоявшейся. Тогда же Lufthansa собирается сделать публичную оферту другим акционерам Austrian о выкупе акций, с тем чтобы сконцентрировать в своих руках контрольный пакет.
Объединенная группа Lufthansa--Austrian будет располагать самым большим коммерческим воздушным флотом в Европе -- 513 самолетов. Пока по этому показателю на континенте лидирует Air France -- KLM (411 лайнеров). Еще больше самолетов у американских авиакомпаний Delta (800) и American Airlines (почти 700). Однако американские конкуренты балансируют на грани убыточности, а Air France и Lufthansa обе могут похвастаться положительными балансами. По итогам прошлого года они получили сопоставимую чистую прибыль -- порядка миллиарда евро каждая. Если у новой администрации получится сделать прибыльной и Austrian, то по этому показателю немецко-австрийская группа может стать мировым чемпионом.
Впрочем, активно расширяясь, Lufthansa движется к отраслевому лидерству и в других «дисциплинах». В 2005 году она приобрела швейцарского авиаперевозчика Swiss International Air Lines, а в октябре этого года -- 45% акций бельгийской компании Brussels Airlines с опционом на остальные акции этой фирмы, который может быть реализован в 2011 году. Кроме того, уже объявлены решения Lufthansa увеличить ее долю в британской BMI с нынешних 30% до 80, а также купить 19% американской компании JetBlue Airways.
Слияние British Airways и Iberia снова под угрозойОтношения British Airways (BA) с Iberia Lineas Aereas de Espana ухудшились, когда стало известно, что испанская авиакомпания вела переговоры с хедж-фондами против своего потенциального партнера по слиянию. Об этом сообщила лондонская газета Times.
Источники, знакомые с обсуждениями хедж-фондов, сказали, что Iberia раскрыла дефицит пенсионного фонда BA в 1,74 млрд фунтов стерлингов и рассказала им о слабости своего партнера по слиянию. Общение Iberia с хедж-фондами было воспринято как попытка снизить цену акций BA.
BA и Iberia в августе объявили, что ведут переговоры о слиянии, но беспокойство Iberia о размере дефицита пенсионного фонда компании BA замедлило этот процесс, а крупнейший акционер Iberia банк Caja Madrid заявил, что испанская компания должна получить более высокую долю в объединенной компании.
На основе текущих оценок акционеры BA получат только 55% объединенной компании, а не 70%, про которые шла речь ранее в этом году. Акционеры BA, как считается, стремятся получить по меньшей мере 60%, однако акционеры Iberia, как сообщалось, настроены на сделку 50 на 50. Iberia принадлежит 9,9% BA, BA владеет 13,2% акций испанского перевозчика, сообщает газета Times.
K2KAPITAL