В судебной тяжбе ЛУКОЙЛа и РУСАЛа в конце прошлой недели была поставлена точка. Как известно, предметом спора стали недопоставки на предприятия алюминиевого гиганта нефтяного кокса. Компания Вагита Алекперова в условиях беспрецедентно высокой стоимости нефти требовала пересмотра условий заключенного еще в 2006 году контракта, чтобы увеличить цены на кокс. Однако в РУСАЛе отказались пересматривать договор и подали иск с требованием обязать ЛУКОЙЛ допоставить нефтяной кокс. За время судебных разбирательств, начавшихся еще в середине августа, цены на нефть снизились втрое, они «потянули» за собой цены на нефтепродукты (пусть и не в такой пропорции, но они стали дешеветь). Так что теперь требования нефтяной компании потеряли свою актуальность, и стороны пошли на мировую: в РУСАЛе заявляют, что ЛУКОЙЛ признал обязательства по поставкам. В самой нефтяной компании эту информацию не комментируют.
В августе в РУСАЛе сообщили, что ЛУКОЙЛ недопоставил нефтяной кокс, необходимый для производства анодной массы и анодов алюминия: в апреле -- более 6 тыс. тонн, в мае -- более 8 тыс., в июне -- более 4 тыс. При этом заключенный сторонами в 2006 году долгосрочный контракт, по словам представителей алюминиевой компании, обязывал ЛУКОЙЛ ежемесячно поставлять не менее 19 тыс. тонн.
Вице-президент ЛУКОЙЛа Валерий Субботин объяснял, что у компании просто нет возможности вести производство кокса из-за того, что оно стало нерентабельным. «Цены очень сильно выросли, продажа кокса по старым ценам становится нерентабельной. У нас остановились все проекты по коксу», -- говорил он.
В РУСАЛе же прежде всего заботились не о возмещении финансового ущерба, а о восстановлении поставок кокса: рынок анодной массы и анодов алюминия очень узкий, на нем лишь несколько игроков, поэтому компании пришлось импортировать нефтяной кокс по более высоким ценам из Китая и Азербайджана.
Тем не менее суд первой инстанции все-таки обязал ЛУКОЙЛ выплатить неустойку в 720 тыс. руб., а также допоставить нефтяной кокс на предприятия РУСАЛа. Кроме того, компании пожаловались друг на друга в ФАС, обвиняя друг друга в монополизации рынка.
Теперь же, по всей видимости, спорных вопросов у сторон не осталось. После резкого падения цен на нефть ЛУКОЙЛ вряд ли будет настаивать на увеличении стоимости нефтяного кокса и согласится на выполнение контрактных обязательств. РУСАЛ же со своей стороны поиздержался на поставках дорогого импортного кокса, а потому в условиях кризиса попросту был вынужден добиваться от ЛУКОЙЛа возобновления поставок. Кризис в принципе заставил Олега Дерипаску (контрольный акционер РУСАЛа) прекратить судебные тяжбы в России и договариваться с партнерами по бизнесу. В частности, как известно, он
перестал конфликтовать с «Интерросом» Владимира Потанина в отношении управления «Норильским никелем».