Время новостей
     N°64, 11 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2002
Игры в ножички
Не все то оружие, что блестит
Поскольку выставка клинков открылась вчера не где-нибудь, а в Центральном Доме художника, среди ее посетителей преобладают любители прекрасного. Они радостно разевают рты на золотое и серебряное великолепие, свезенное в залы ЦДХ чуть не со всего света: сабли, палаши, кортики, кинжалы, ножи и ножички, изукрашенные резьбой и гравировкой, отделанные каменьями и бисером. А бархатные футляры, в которых словно драгоценные скрипки покоятся булатные изделия! А ножны, а сумки!..

Но по мере погружения в глубины экспозиции, куда не всяк и добредает, там и сям возникает меж застекленных ювелирных витрин «крутая прикладнуха», без золотой отделки и жемчугов на рукоятях: весьма убедительные в своей стальной наготе ножи, кинжалы и топоры. А в самом дальнем углу экспозиции -- некая герметичная выгородка, которую, вероятно, можно назвать тиром или испытательным стендом. Там мы и встретились с одним из директоров 5-й международной выставки «Клинок. Традиции и современность» Ольгой Чубуковой.

На вопрос, каким образом в сфере интересов этой миловидной женщины в очках оказалось оружие, она отбрила: «Это не оружие -- это клинки». И далее объяснила что-то про народные промыслы, кузнецов-мастеров, охоту, туризм и рыболовство. По словам Ольги, 80% представленного именуется «предметами хозяйственно-бытового назначения». Ну, например, саперные лопатки. «Вы умеете обращаться с саперной лопаткой?» -- спросила Ольга. Я ответил, что в армии окапывался. «Я вам покажу, как это правильно делается, -- сказала Ольга. -- Схожу за лопаткой».

В некотором изумлении я огляделся: неужели все эти крепко сложенные мужчины в спортивных одеждах, с выразительными лицами поигрывающие ножичками, привлечены сюда культурно-бытовой проблематикой? Ответить на этот вопрос взялся еще один директор, Валерий Егоров. Он не стал отрицать очевидного -- налицо, конечно, интерес к оружию. «Но нужно ли это людям? -- философично поинтересовался он. -- Способны ли мы донести до наших молодых людей идеологию христолюбивого воинства?» «Какую это?» -- не сразу сообразил я. «А очень простую. Идеологию клинка как оружия честного. Не пистолета с глушителем, а клинка как оружия прямого боя». Из разговора с Валерием выходило, что донести такую идею выставка способна.

Правда, насчет прямого боя я решил обратиться к другому человеку, который именно для такой беседы словно представлялся своей могучей спиной: у него на синей куртке сзади было написано «Обучение приемам самообороны». Михаил Блейдер из «Центра подготовки сотрудников безопасности для предприятий разных форм собственности» из всего многообразия клинков выбрал для демонстрации почему-то железный лом. Сказал, что на ломе достаточно наглядно можно показать все «современные методики владения холодным оружием и защиты от него». Но прежде чем начать махать ломом, Михаил заметил, что на его взгляд публика на выставке подобралась «снобистская», достаточно далекая «от нашей реальной жизни»: «Видите, кругом мечи какие-то, щиты расписные. Увлекаются Толкиеном и Гарри Поттером, а живем мы в реальной Москве, в каменных джунглях». На естественный вопрос, что же в каменных джунглях защитит надежнее всего, Михаил ответил со свойственной, очевидно, вообще участникам этой выставки философичностью: «Лучший бой тот, который не состоялся. Лучший учебник -- здравый смысл. Не подставляйтесь». -- «А если все-таки подставился?» -- «Ну тогда смотрите: я работаю ломом по Александру. Вот он стоит в так называемой позе лоха». И к моему изумлению Михаил действительно врезал ломом прямо по лбу парнишке, который стоял напротив. Вернее, собирался врезать, поскольку парнишка очень ловко увернулся. Михаил замахивался вновь и вновь, а парнишка легкими движениями корпуса уходил от ударов. Подустав, Михаил остановился и пояснил: «Он бы мог, конечно, как Джеки Чан, по стенке побегать, мог бы, как Брюс Ли, ногой ударить, но предпочитает минимальные затраты сил -- просто уходит с линии атаки. У него ведь задача не меня победить, а остаться живым. А это разные вещи». На замечание, что многие при нападении не просто стоят «в позе лоха», а таковыми являются, Михаил ответил совсем кратко: «Придет -- научим».

Вернулась с саперной лопаткой Ольга -- покровитель ремесел и народных промыслов. «Смотрите, как это делается», -- сказала она и с короткого замаха запустила лопатку в стену, сложенную из еловых торцов. Лопатка вошла в бревно на треть штыка и завибрировала. Раз за разом Ольга колесом запускала свое сверкающее оружие и с пугающей неизбежностью вколачивала его в стену. Мужики у нее за спиной одобрительно кивали и поднимали большие пальцы.

Борис ПАСТЕРНАК