Время новостей
     N°64, 11 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.04.2002
Коммерческие ракеты
Этот вариант считается одним из самых простых с точки зрения технической реализации. Однако он и самый дорогой: ракеты получаются довольно тяжелыми, использовать их повторно будет весьма проблематично.

Canadian Arrow. Двухступенчатая ракета с жидкотопливным двигателем спроектирована канадцами. Первая ступень прекращает работать на высоте 27 км, тяга ее двигателя 23 т. Второй ступенью является кабина экипажа с двигателем доразгона. Максимальная перегрузка в полете -- до 4,5 ед. На спуске надувной баллон стабилизирует и тормозит капсулу, а в нескольких километрах от земли раскрываются парашюты, обеспечивающие приводнение.

Da Vinci. Еще одна канадская разработка. Ракета стартует на высоте из гондолы аэростата, за счет чего происходит некоторая экономия топлива на уменьшении гравитационных потерь. Разгон до скорости 4250 км/ч осуществляет двигатель тягой 12 т (работает на жидком кислороде и керосине). Подъем происходит до 120 км, приземление -- на паракрыле.

Gauchito. Эту аргентинскую ракету предполагается оснастить четырьмя гибридными ракетными двигателями. Они работают до 34 км, перегрузка на взлете -- до 3,5 ед. Экипаж возвращается на Землю в кабине конической формы, которая приземляется на трех парашютах.

PA-X2. Эта американская двухступенчатая ракета имеет двигатель на жидком кислороде и керосине. Спуск капсулы с путешественниками -- на паракрыле.

Neptune Spaceliner. Двухступенчатая ракета, разработкой которой занимается калифорнийская компания InterOrbital Systems (IOS). Корабль способен доставлять в околоземное пространство двух пилотов и четырех пассажиров, причем авторы проекта обещают, что капсула с туристами сможет находиться на орбите в течение недели. Изначально планируется использовать в качестве космодрома площадку на одном из островов Тонго. Однако владельцы IOS утверждают, что ракета сможет осуществлять и морские старты.

Владимир МАКСИМОВСКИЙ, зам. главного редактора журнала Airfeet. Russian Air Force, aircraft & space review, -- специально для га