|
|
N°64, 11 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Казахстанский оппозиционер арестован
Власти решили не соблюдать собственных гарантий
История с задержанием и арестом одного из сопредседателей «Демократического выбора Казахстана» Галымжана Жакиянова все больше приобретает детективный характер. Г-на Жакиянова, которого казахстанские власти обвиняют в экономических преступлениях в пору его работы губернатором Павлодарской области, пытались арестовать в Алма-Ате в конце марта сразу после возвращения из Франции. Там он встречался с главным казахстанским оппозиционером, экс-премьером Акежаном Кажегельдиным. Однако тогда опальному лидеру «Демвыбора» удалось укрыться во французском посольстве в Алма-Ате.
Руководители МИД, МВД и гепрокуратуры Казахстана долго вели переговоры с западными дипломатами (среди них были послы почти всех западноевропейских стран). В результате 39-летний г-н Жакиянов, под гарантии его личной безопасности, полученные дипломатами от властей, согласился покинуть посольство, и был препровожден под домашний арест. Там он находился около недели, в течение которой все казахстанские оппозиционеры, объединившиеся в кризисный штаб, проводили акции в защиту уже двух арестованных сопредседателей ДВК: в конце марта этой участи подвергся и экс-министр энергетики Мухтар Аблязов.
И вот вчера рано утром в алма-атинскую квартиру Жакиянова прибыл ОМОН и заставил его сесть в машину. Оппозиционеру и его супруге объяснили, что его везут на допрос. Протесты, связанные с отсутствием адвоката, действия не возымели. Дальше события развивались неожиданно: экс-губернатора повезли в аэропорт, где его посадили в специально приготовленный самолет, взявший курс на Павлодар. Супруге г-на Жакиянова, Карлыгаш, сопровождать его не разрешили, исключение было сделано только для одного из его адвокатов, Виталия Цоя. Карлыгаш Жакияновой представители властей сообщили несуществующий домашний адрес в Павлодаре, куда должен быть доставлен ее муж. В действительности же он был препровожден в павлодарское ГУВД, где и находился до вчерашнего вечера.
Характерно, что мера пресечения в отношения Жакиянова была изменена без решения суда и на следующее утро после окончания в Алма-Ате Евразийского экономического форума. Приглашенные на него представители казахстанской оппозиции воспользовались трибуной саммита, чтобы довести до мировой экономической и политической элиты информацию о грубейших нарушениях демократических норм со стороны властей своей страны. Оппозиционеры тщетно ожидали от организаторов форума публичной поддержки. Видимо, именно отсутствие ее вдохновило власти на то, чтобы ужесточить действия против оппонентов.
То, что депортация г-на Жакиянова была произведена в нарушение гарантий, данных послам европейских стран, очевидно, мало смутило официальную Астану. Карт-бланшем на подобные действия казахстанских силовиков можно считать сделанное 5 апреля заявление президента страны Нурсултана Назарбаева, назвавшего позицию французского посольства «вмешательством в дела государства».
Аркадий ДУБНОВ