Патовая
ситуация с погашением «Нафтогазом Украины» долга за импортированный газ вчера перетекла в «гражданскую газовую войну». Пока премьер-министр России Владимир Путин во время «прямой линии» с населением говорил, что не собирается «отдавать за полцены ликвидный товар (газ Украине. --
Ред.)», украинский госконцерн поручил срочно начать процедуру отключения почти сотни коммунальных предприятий страны, обеспечивающих теплоснабжение. Если этот приговор будет приведен в исполнение, то большинство украинских городов с наступлением зимы замерзнет. Действия «Нафтогаза» по борьбе с неплательщиками должны, судя по всему, продемонстрировать московским партнерам и украинским чиновникам, что идет решительный поиск денег. Впрочем, вряд ли это намного приблизит момент погашения долга. Как известно, за сентябрь-ноябрь просроченная задолженность «Нафтогаза» перед поставщиком RosUkrEnergo составляет почти 1,9 млрд долл., а с учетом пеней и штрафов -- 2,2 млрд. Долги же украинских коммунальщиков перед госконцерном на 3 декабря равнялись 833 млн гривен (по текущему курсу около 140 млн долларов).
Последний раунд переговоров делегации «Нафтогаза» в Москве на этой неделе (сразу после того, как стало известно, что из обещанных 550 млн долл. 1 декабря должник перечислил меньше половины) завершился ничем. Украинская компания попросила об очередной отсрочке и, судя по всему, получила ее до начала следующей недели. При этом всем участникам переговоров ясно, что нужную сумму «Нафтогазу» не найти. Вариант с авансовым платежом «Газпрома» за услуги по транзиту газа в следующем году в Киеве категорически отвергают.
По информации «Времени новостей», в повестке переговоров есть еще один вариант, правда, тоже политически малоприемлемый для украинской стороны. А именно вернуть долг газом. Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и «Нафтогаз» официально заявляют, что концерн закачал в свои хранилища свыше 17 млрд кубометров газа (еще 11,4 млрд кубометров в хранилищах, по данным «Нафтогаза», принадлежит RUE). Однако если взять сумму просроченной задолженности за вычетом штрафных санкций, то получится, что из закачанных 17 млрд кубометров украинская компания не оплатила 10,3 млрд. И не сможет этого сделать, пока их не продаст (то есть в лучшем случае расплатиться она сможет по окончании отопительного сезона). Более того, несмотря на объективное падение спроса на газ со стороны украинских предприятий в осенние месяцы, «Нафтогаз» не стал снижать фактический импорт газа. Очевидно, рассчитывая продать газ зимой по более высоким ценам и получить дополнительную прибыль.
«Газпром» и RUE такую отсрочку платежа да еще в условиях кризиса предоставлять не собираются, на что уже сетовала г-жа Тимошенко. И вероятно, станут настаивать на возврате газа. Такой исход больно ударит по политическим позициям премьер-министра Украины, которая постоянно бравирует беспрецедентно высокими запасами газа в ПХГ, принадлежащего «Нафтогазу».