В результате обыска в офисе научно-исследовательского просветительского центра "Мемориал" в Санкт-Петербурге центр лишился всех своих архивов, хранившихся на жестких дисках компьютеров. Также были изъяты винчестеры и у организации "Живой город", которая работала в тех же помещениях и не имела к "Мемориалу" никакого отношения, а занималась
защитой исторического центра северной столицы от современной застройки.
Началось все с того, что вчера около полудня пятеро человек, двое из которых были в масках и с автоматами, ворвались в петербургский офис общества "Мемориал", которое занимало помещения в доме №23 по улице Рубинштейна, и приступили, как они заявили, к обыску. Руководил ими человек, представившийся старшим следователем следственного отдела СКП при прокуратуре Петербурга по Центральному району города Михаилом Калгановым. Он предъявил сотрудникам «Мемориала», находившимся в офисе, ордер на обыск. Кстати, Калганов известен тем, что минувшей весной вел дело лидера петербургского "Яблока" Максима Резника. Действовал он в отношении политика очень жестко и, обвиняя в нападении на сотрудников милиции, долгое время держал того под стражей в СИЗО. Тем не менее суд
(газета "Время новостей" неоднократно писала об этом процессе) закончился мировой.
На этот раз Калганов, если это был действительно он, поскольку, представившись устно, следователь не показал находившимся в офисе сотрудникам никакого удостоверения личности, а только постановление о проведении обыска, действовал не менее жестко. Захватив к полудню "Мемориал", он, как рассказала "Времени новостей" волонтер общества Елена Александрова, никого не выпускал и не впускал в помещения: "Калганов запретил нам звонить с мобильных телефонов, заявив, что если кто-нибудь ослушается, у того отберут сотовый. В дверь снаружи стучался адвокат "Мемориала", так он даже с ним запретил сквозь дверь разговаривать".
Обыск проходил в течение шести часов. Подчиненные Калганова перевернули все вверх дном. Искали улики, подтверждающие, что "Мемориал" финансировал газету "Новый Петербург" и ее редактора Алексея Андреева, в отношении которого из-за публикации националистического толка возбуждено уголовное дело.
Супруга Алексея Андреева (до него самого было не дозвониться) сказала, что "Новый Петербург" не может быть связан с "Мемориалом": "Мой муж в своих статьях даже защищал националиста "верховного жреца Всеславянского святилища" Владимира Голякова от нападок этой организации (которого суд приговорил к пяти годам лишения свободы условно за вооруженное ограбление офиса "Мемориала". --
Ред.). У них слишком разная идеология, чтобы иметь один бизнес".
Как пояснил "Времени новостей" правозащитник, глава общественной организации "Гражданский контроль" Юрий Вдовин, абсурдные подозрения научно-исследовательского просветительского центра "Мемориал" в национализме не причина, а повод для обыска: "Этой организации уже 19 лет. И ее члены -- жертвы политических репрессий. С помощью "Мемориала" они получают социальную помощь и реабилитацию, а также участвуют в культурно-просветительских мероприятиях. Власти не раз обвиняли общество в прозападной политике, что исключает обвинения в национализме. Мне кажется, кому-то понадобились архивы общества. Члены «Мемориала» собрали огромный архив, в котором были досье на тысячи сотрудников службы безопасности. И я думаю, именно этот бесценный информационный массив и интересовал неизвестных, организовавших этот противоправный обыск".
Но эти комментарии высказывались под воздействием эмоций. А когда сотрудники офиса "Мемориала" успокоились и изучили протокол, они предположили, что в отделе СКП при прокуратуре Центрального района могли просто ошибиться. Ведь обыскивавшие брали жесткие диски с компьютеров без разбору. Они даже изъяли винчестеры общественной организации "Живой город", которую "Мемориал" приютил в своем офисе и которая занимается защитой памятников культуры Петербурга и не имеет отношения ни к "Мемориалу", ни к "Новому Петербургу".
Подозрение же на ошибку в головы сотрудников "Мемориала" закралось после подробного изучения документов. Так, в ордере на обыск сказано, что улики, представляющие интерес для предварительного следствия, могут находиться в одном из помещений санкт-петербургской благотворительной организации "Мемориал", которое располагается в доме №23 по улице Рубинштейна. А в Петербурге две общественные организации с таким названием.
По указанному в ордере адресу расположен научно-исследовательский центр "Мемориал", а упомянутая санкт-петербургская благотворительная организация "Мемориал" находится на Разъезжей улице. Поэтому причиной обыска могла стать простая путаница в прокурорском делопроизводстве.
В СКП городской прокуратуры прокомментировать ситуацию отказались.