Три года спустя после торжественной сварки первого стыка Северо-Европейского газопровода в присутствии первого вице-премьера России, главы совета директоров газового монополиста Виктора Зубкова и председателя правления концерна Алексея Миллера состоялась сварка первого шва
новой газотранспортной системы Бованенково--Ухта. После ее ввода в строй, намеченного на третий квартал 2011 года, можно будет говорить о начале новой эры в развитии газовой промышленности страны -- ямальской. Она подразумевает постепенное замещение газа, добываемого в Надым-Пуртазовском районе (90% российской добычи), сырьем с месторождений полуострова Ямал. Как выразился зампред правления «Газпрома» по производству Александр Ананенков, это «газ XXI века». В то же время гг. Миллер и Ананенков затруднились оценить, какой будет минимальная себестоимость добычи газа на Бованенковском месторождении и его доставки до действующей трубопроводной системы, сославшись на незавершенность расчетов и неясность ситуации с ценами на материалы, оборудование и подрядные работы. «Освоение Ямала будет рентабельным для «Газпрома» и для России», -- провозгласил глава концерна, не утруждая себя аргументацией.
У газового монополиста и России в целом, по сути, нет иного выбора, кроме как запустить этот мегапроект в обозначенный срок. Отвечая на вопрос «Времени новостей» о том, есть ли у «Газпрома» запасной вариант компенсации падающей добычи газа на основных действующих месторождениях, если ямальский газ будет задерживаться, г-н Миллер заявил: «Абсолютно точно газ с «Бованенково» (крупнейшее по запасам на Ямале. --
Ред.) в любом случае поступит в общую систему в 2011 году». Тем самым он косвенно подтвердил, что никакого «запасного аэродрома» не предусмотрено, несмотря на сжатые сроки, технические сложности и невероятную дороговизну освоения Ямала.
Как рассказал г-н Ананенков, в 2011 году с Бованенковского месторождения планируется подать в систему 7,9 млрд кубометров газа. Хотя согласно решению правления «Газпрома» от 2006 года о начале реализации этого проекта ставилась задача о поставках в систему «не менее 15 млрд кубометров в 2011 году». В 2015 году объем производства на Ямале должен вырасти до 75--115 млрд кубометров (максимальный показатель будет достигнут в случае выхода добычи на сеноманских залежах «Бованенково» на проектный уровень и ввода в эксплуатацию двух ниток газопровода до Ухты). В 2020 году Ямал должен будет выдавать 135--175 млрд кубометров газа (с учетом освоения валанжинских залежей Бованенковского и ввода Харасавэйского месторождения). В 2025 году планируется подключить тамбескую группу месторождений с максимальным уровнем годовой добычи 65 млрд кубометров газа, а к 2030 году добывать сырье на южной группе месторождений Ямала (до 30 млрд кубометров в год) и выйти на шельфовые участки. Прогнозный уровень добычи на полуострове и в его акватории, по расчетам «Газпрома», составляет 310--360 млрд кубометров в год. А максимальное количество ниток газопровода оценивается в пять-шесть. Правда, инвестиционное решение правлением «Газпрома» было принято только по Бованенковскому месторождению и двум ниткам трубы до Ухты, остальные части мегапроекта находятся на стадии идей и рабочей документации. Как сообщил г-н Миллер, ведутся предварительные расчеты по целесообразности реализации проектов по производству сжиженного природного газа на Ямале. Но пока никаких переговоров с потенциальными иностранными партнерами нет.
О техническом прорыве, который необходим для начала добычи и транспортировки газа с Ямала, постоянно говорят и в самом «Газпроме». К примеру, газопровод Бованенково--Ухта станет первой в России системой, рассчитанной на давление в 120 атмосфер (пропускная способность составляет до 60 млрд кубометров в год при стандартных 30 млрд). Кроме того, проект предусматривает уникальный морской переход через Байдарацкую губу протяженностью около 80 км. Это самый проблемный участок, и «Газпром» торопился начать именно с него, чтобы было время для работы над ошибками в случае возникновения сложностей. По дну уже проложено 37 км трубы, поэтому, в частности, торжественное мероприятие можно назвать сваркой именно первого шва только в кавычках. Как признался журналистам генеральный директор «Ямалгазинвеста» («дочка» «Газпрома», которая является заказчиком строительства трубы) Леонид Чугунов, одной из главных является проблема паковых льдов в Байдарацкой губе. «На дне мы обнаружили борозды глубиной в метр, которые из-за мелководья и сильного ветра оставляют льды», -- говорит он. Проблему решили, закопав газопровод на полтора метра. То есть, по словам г-на Чугунова, «с запасом». На резонный вопрос, что будет, если льды в один несчастный день пропашут дно больше обычного, он ответил: «Не пропашут!»
Огромная стоимость освоения Ямала уже давно стала притчей во языцех. Г-н Миллер в среду назвал объем инвестиций «колоссальным». Летом специалисты «Газпрома» говорили, что на обустройство «Бованенково» до 2016 года нужно потратить 300 млрд руб. (около 12 млрд долл. по тому курсу), а газотранспортная система в трехниточном исполнении (до 2020 года) будет стоить аж 80--90 млрд долл. Один отрезок трубы длиной 11 метров обходится «Газпрому» в 600 тыс. руб. (без учета трубоукладочных работ). Не сложно подсчитать, что на закупку труб для одной нитки протяженностью 1100 км концерн потратит 60 млрд рублей.
В уходящем году согласно инвестиционной программе «Газпром» потратит на Ямале 105 млрд руб. Но уже в 2009 году сумма вложений, по словам г-на Миллера, вырастет вдвое, до 210 млрд руб. (около 30% от программы капвложений и 22% от всех инвестиций). Причем на газопроводы пойдет 110 млрд руб., на обустройство -- 80 млрд. руб., а еще 20 млрд руб. -- на достройку железной дороги из Уренгоя до Бованенково. Как заявил глава «Газпрома», в 2009--2010 годах на Ямал будет направляться 25--30% от общей суммы инвестиций концерна.