|
|
N°227, 08 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"У нас просто люди напуганные"
Российская молодежь привыкает к первому в ее жизни экономическому кризису
Молодые люди студенческого возраста -- из того поколения, которое в сознательной жизни сталкивается с кризисом впервые. Молодые студентки-журналисты Ксения МАКАРОВА и Ксения КОКАРЕВА решили узнать у своих сверстников, сказался ли нынешний экономический кризис на них и их знакомых и не заставит ли он пересмотреть прежние взгляды на окружающий мир.
Наталья Дармонук, 20 лет, учится в Уральской государственной юридической академии: «Я учусь на бюджете. Когда решила снять ее с карты, оказалось, что банк закрыт и денег в банкомате нет. Не какая-то огромная сумма, конечно, но ведь для многих студентов это единственные доступные средства».
Анна Запорожец, 19 лет, студентка Московской финансово-юридической академии: «Мне родители подарили акции "Газпрома". И на вырученные от их продажи деньги я собиралась получить второе высшее образование. Но за несколько недель акции упали, теперь их, наверное, хватит только на какие-нибудь курсы повышения квалификации!»
С другой стороны, Мария Живлова (19 лет, студентка факультета журналистики РГГУ) говорит: «Если завтра мы пойдем в магазин, а там пакет молока будет 300 руб. стоить, вот тогда это кризис». И подобных ответов мы записали гораздо больше, нежели услышали что-то действительно серьезное. Если тебе 19--20, как отнестись к финансовому кризису, как понять, в чем именно он проявляется, как реагировать?
Павел Шевцов (18 лет, учится на третьем курсе Братского государственного университета, факультет энергетики и автоматики), который живет в Иркутской области, на вопрос о финкризисе прислал такой e-mail: «Про кризис в нашей стране я в первый раз слышу... Вот про Америку я где-то краем уха слышал (про неудачную продажу одного инвестиционного банка), но про нас... нет. Просто за новостями не слежу, и мое окружение, видимо, тоже. Хотя по логике я мог догадаться, что раз в Америке кризис, то это скажется на мировой экономике, а раз мы в нее интегрированы, то скажется и на нашей... Ну не знаю, на меня, "простого обывателя", это никак пока не повлияло и не сподвигло на перестройку будущего. И вообще: навряд ли это такой уж кризис». В конце он добавил: «Наверное, я просто не очень всем этим интересуюсь, всей этой политикой...»
Вот она -- еще одна проблема: в стране значительная часть населения просто не слышала о кризисе. Так в чем же дело? В возрасте? Или в менталитете? Ведь дело даже не в том, что ты «простой обыватель». Важно скорее, осознаем ли мы то, что происходит в стране.
Между тем кризис проявляется в самой неожиданной форме. Нашей 19-летней подруге (учится в РГГУ на факультете журналистики), с которой мы зимой хотели поехать в Лондон, пришлось -- как только вышли из турагентства -- задуматься над тем, чтобы поменять планы на каникулы. Ее мама на вопрос: «А 50 тыс. вместе с билетами это много?» неожиданно для нее ответила: «Много». При том, что в Москве две квартиры, а еще одна недавно куплена в Черногории.
И вот он, главный вопрос: можно ли говорить о кризисе в стране, если он настолько неравномерный и если остаются те, кого он не затрагивает? Ведь кто-то теряет все, а кто-то -- ничего.
Пока мы записывали ответы, нам стало интересно, что такого должно случиться, чтобы все разом заговорили про кризис? Тем важнее было поговорить о кризисе именно с молодыми людьми, которые оказываются слишком увлеченными своей собственной жизнью, вечеринками, концертами, прогулками и тусовками, не оглядываясь на экономические потрясения, приходящие вроде бы из "другой жизни".
Мы решили просто использовать аккаунт в Isq и задали этот вопрос в онлайн. Вот что ответил некий Brat (Иван Дружинин): «Да!!! Отражается, конечно)))». -- «Как?» -- «Сплю плохо(«.
И все. Все остальные отвечали примерно так же. Все как-то отшучиваются, говорят только общие фразы вроде: «Ну да, кризис...» -- «А вы переживаете, нервничаете?» -- «Все нервничают...»
В ЖЖ весело обсуждают, когда же придет всеобщий "капец" и как к нему готовиться. Блогеры то ли в шутку, то ли всерьез советуют запасаться тушенкой. Некоторые же пишут «оригинально» и с ошибками заявления, надеясь на помощь государства: "В связи с надвигающимся финансовым кризисом прошу безвозмездно выдать мне 1,5 млрд долл. США для спасения моей экономики от надвигающегося мирового финансового кризиса. Данная мера позволит избежать возможного финансового краха и наверняка приведет к финансовой стабилизации мировой финансовой системы", -- пишет schegloff.
И опять-таки интересно, что не наблюдается паники. Люди все так же ходят в рестораны, покупают одежду, посещают концерты.
Один из наших друзей, пробавляющийся одними только вечеринками, месяц назад рассмеялся в ответ на вопрос о кризисе и отправился на очередную тусовку. Позавчера, когда ему позвонили, чтобы узнать, как прошла вечеринка накануне, он вздохнул, заявив: «Там вход тысячу рублей стал стоить. Тысячу! А раньше было 500. Все этот кризис... Мы поели пошли, и домой -- спать».
Впрочем, самое понятное и предсказуемое -- это сокращения. Например, в тех же банках, где на протяжении последних пяти лет существовал огромный спрос на получение кредитов, поэтому из-за нехватки сотрудников на работу брали студентов. Сейчас же, когда многие банки сокращают персонал, студенты теряют работу. А устроиться обратно уже в других условиях, но все с тем же незаконченным образованием и отсутствием опыта почти невозможно.
Между тем, даже на одни и те же события и факты реакция сверстников совсем разная. Вот что говорит, например, уже упомянутая Маша Живлова: «Мы с мамой в магазин "Метро" недавно ездили, так там пустые полки были... То есть нет, какие-то дорогие продукты продавались, а вот сахар, гречка, консервы, соль, макароны -- этого нет всего. Магазин пустой. Вот когда ты это видишь, это действует...»
А вот реакция Тамары Ходовой (19 лет, учится в МГУ, на факультете управления): «А какой кризис?.. Правительство выдало деньги нескольким банкам, и только. Государственная гарантия сильнейшим, ну а конкретного-то ничего не происходит пока... Хотя сейчас-то все и начинается». Мы рассказали ей про магазин «Метро» с пустыми полками. Тамара ответила: «У нас просто люди напуганные, вот и сметают все с полок».
Разная реакция, разное поведение, разные стереотипы и совсем разные эмоции - это, наверное, и есть главное в сегодняшнем восприятии кризиса. Кто-то покупает соль и гречку, кто-то идет веселиться дальше. Кто-то не получает стипендию, а кто-то ничего не знает о "каком-то там кризисе". Пока, во всяком случае, выглядит именно так.
|