Впервые с конца сентября нынешнего года ЦБ зафиксировал прирост золотовалютных резервов: с 21 по 28 ноября они увеличились на 5 млрд долл., до 454,9 млрд долл. Аналитики объясняют рост переоценкой стоимости золота, английского фунта и евро. По их мнению, увеличение резервов -- явление временное, и в среднесрочной перспективе они будут снижаться.
Прирост золотовалютных резервов на прошлой неделе можно объяснить несколькими факторами, говорит главный экономист Merrill Lynch в России Юлия Цепляева. «Во-первых, рост котировок фунта и евро мог добавить 3 млрд долл. к долларовой стоимости резервов, во-вторых, подорожали золото и бумаги иностранных эмитентов, в которые инвестирована часть резервов. Кроме того, приток по счету текущих операций был положительным. Наконец, в-третьих, на прошлой неделе на поддержание курса рубля Банк России, по нашим оценкам, потратил всего 6 млрд долл.», -- считает эксперт. «Мы полагаем, что из-за переоценки фунта стерлингов, евро и золота стоимость резервов возросла на 4,6 млрд долл.», -- отмечает старший экономист ING Bank в России Татьяна Орлова.
В августе объем резервов составлял почти 600 млрд долл., но на фоне оттока капитала и падения цен на нефть
запасы ЦБ стали стремительно снижаться. Банку пришлось тратить огромные средства на поддержание курса рубля. Как признал глава ЦБ Сергей Игнатьев, в октябре регулятор пустил на эти цели 57,5 млрд долл. Премьер-министр
Владимир Путин вчера, отвечая на вопросы россиян, заявил: «Мы и копили эти средства для того, чтобы использовать в случае возникновения в мировой экономике и вследствие этого в российской экономике каких-то кризисных явлений. Мы это и делаем. Мы будем делать это аккуратно». Он поспешил успокоить граждан, пообещав, что государство не допустит резких скачков в экономике и курса национальной валюты.
Если власти и дальше станут принимать меры, чтобы не допустить резкой девальвации рубля, то резервы снова будут снижаться. «Рост резервов в конце ноября -- явно не начало нового тренда, -- говорит г-жа Цепляева. -- С начала этой недели ЦБ, по нашим оценкам, потратил уже 8--9 млрд долл. на поддержку курса рубля, я думаю, что резервы в среднесрочной перспективе будут снижаться». Такого же мнения придерживается и г-жа Орлова: «В обозримом будущем я не вижу причин для роста резервов. Приток средств по счету текущих операций снижается, в этом квартале, он, видимо, вообще будет нулевым или даже отрицательным. В ноябре только объем экспорта российской нефти сократился на 12%, не говоря уже о падении ее стоимости на 21,5%. К тому же резко возрос спрос населения на наличную валюту, соответственно банки еще активнее закупают ее у ЦБ, и регулятору приходится тратить на это свои золотовалютные резервы». Правда, с 1 декабря правительство довольно резко -- на треть, с 287,3 до 192 долл. за тонну, -- снизило экспортную пошлину на нефть, поэтому для нефтяников, планирующих графики поставок сырья за рубеж поквартально, экспорт в этом месяце окажется существенно выгоднее, чем в ноябре, а потому резонно ожидать увеличения объема поставок.