Думский комитет по транспорту вчера неожиданно вернулся к обсуждению законопроекта, несколько лет находившегося в «зависшем» состоянии.
Речь идет о поправках в закон о безопасности дорожного движения, которые еще 24 января 2006 года внес лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин в бытность свою депутатом Госдумы предыдущего созыва. «Суть наших предложений была предельно проста -- правила дорожного движения должны приниматься федеральным законом, а не постановлением правительства, как сейчас», -- пояснил г-н Похмелкин «Времени новостей».
В приложенной к законопроекту пояснительной записке, которая вновь стала предметом изучения бывших коллег г-на Похмелкина по нижней палате, подчеркивается, что ПДД содержат серьезные ограничения и обременительные обязанности для граждан. Но согласно Конституции права и свободы человека могут быть ограничены (в том числе, в интересах здоровья, прав и законных интересов других людей) лишь законами, а не правовыми актами более низкого уровня.
«Законодательная процедура более открыта и в большей степени позволяет учесть общественное мнение, нежели издание какого-то правительственного документа, -- поясняет лидер Движения автомобилистов России. -- Мы уже имели печальный опыт, когда существенные поправки в правила вносились келейно, без какого-либо обсуждения -- например, так это было с запрещением красных поворотников». К таким «келейным» документам, затронувшим интересы десятков миллионов российских автомобилистов, по словам Похмелкина, можно отнести и постановление правительства №767 (принятое 14 декабря 2005 года и вступившее в силу менее чем через две недели), которое серьезно ужесточило допуск транспортных средств к эксплуатации -- опять-таки без всякого намека на дискуссию.
«То, что нами предлагалось, -- это не сам закон о ПДД, а всего лишь поправки в закон о безопасности дорожного движения, -- поясняет Виктор Похмелкин. -- Когда поправка будет принята, точнее, в случае ее принятия откроется дорога для принятия комплексного федерального закона». Этот закон по идее должен быть «шире» нынешних правил -- так, проект поправок, который стал предметом обсуждения думских «транспортников», предусматривает, что в законе о правилах дорожного движения должны быть прописаны не только сами ПДД, но и, например, перечень неисправностей автомобилей. В идеале же, полагает г-н Похмелкин, законодатели должны принять Кодекс о безопасности дорожного движения, который наряду с ПДД включал бы в себя правила эксплуатации автотранспорта, нормы о техосмотре, регистрации автомобиля, т.е. весь комплекс отношений, в которые вступают участники дорожного движения с государством.
Впрочем, пока стадию обсуждения, на которой находится законопроект, нельзя считать даже предварительной. Сами представители комитета Госдумы по транспорту отказываются комментировать дальнейшую судьбу этого документа. «Депутаты могут вернуться к обсуждению, в том числе для того, чтобы отклонить этот закон и снять его с рассмотрения перед завершением думского года, -- предполагает г-н Похмелкин. -- Проект был внесен мной еще в период исполнения депутатских полномочий, и поэтому они обязаны его рассмотреть и что-то с ним сделать».
Впрочем, подчеркивает бывший парламентарий, это вовсе не значит, что законодатели в принципе откажутся от идеи упорядочивания законодательства о дорожном движении. Не исключено, что возвращение депутатов к обсуждению законопроекта связано именно с желанием внести некие поправки в закон о ПДД, правда, уже за подписью других авторов. «Известно, что в рамках фракции «Единой России» сформирована специальная рабочая группа, которая готовит федеральный закон о ПДД. По собственному депутатскому опыту могу судить, что зачастую законодательные инициативы, внесенные «не той» фракцией, отклоняются, а потом аналогичный законопроект появляется вновь, но уже под другим авторством», -- рассказал Виктор Похмелкин.