Время новостей
     N°226, 05 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.12.2008
О бедных гражданских замолвите слово
Специалисты без погон могут оказаться изгоями в новой российской армии
В связи с сокращением офицерского корпуса армии более 100 тыс. офицеров получат статус гражданских специалистов в течение ближайших трех лет или будут сокращены со своими частями.

Естественно предположить рост внимания к социальным условиям функционирования этой части офицерского корпуса. Однако об этом министр обороны не сказал ни слова. На днях было заявлено только, что до 2012 года будет сокращено около 150 тыс. должностей гражданского персонала Министерства обороны, который составит около 600 тыс. человек. Таким образом, если сейчас количество гражданских, обслуживающих армию, составляет около 70%, через три года их станет 60%. В США количество гражданских служащих -- менее половины количественного состава армии, при этом их материальное обеспечение находится на таком же уровне, что и обеспечение военнослужащих. В Белоруссии гражданских 30% от состава армии.

Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», принятый в первом чтении Госдумой в начале октября, дает представление о зарплате гражданского персонала. На три года, с 2009 по 2011-й, она составит 315 млрд руб. Сумма огромная, но, разделенная на 600 тыс. человек и на 36 месяцев, она дает всего около 14,5 тыс. руб. в месяц. При этом гражданский персонал армии зачастую испытывает те же лишения, что и военнослужащие, участвует в несении боевых дежурств, в обеспечении проведения боевых действий в горячих точках, что связано с повышенной затратой нервной и физической энергии работников, а иногда и с риском для их жизни и здоровья.

Однако финансирование содержания гражданского персонала по плану военной реформы будет в 2,5 раза ниже суммы содержания военнослужащих и на 10--30% ниже среднего по стране в 2012 году в зависимости от вида деятельности. В то же время о качестве труда гражданского персонала говорит тот факт, что около 40% его -- члены семей военнослужащих, которые вынуждены подрабатывать, чтобы помогать главе семьи содержать ее. При этом найти другую работу, особенно в условиях изолированных военных городков, они не могут и полностью зависят от прихоти начальства. А вот если офицеры начнут получать такую зарплату, которая позволит им содержать неработающую жену и детей, тогда отпадет нужда в оформлении жены на должность гражданского персонала Минобороны и можно будет нанять настоящего специалиста, но за приличную зарплату.

Сокращение офицерского корпуса в российской армии -- мера сама по себе прогрессивная. Согласно официальным цифрам, сейчас 32% состава армии -- офицеры. В развитых странах процент офицеров в вооруженных силах составляет в среднем 15. Это возможно благодаря тому, что сержанты-контрактники берут на себя вместо офицера большую часть ежедневной будничной работы с рядовым составом. Кстати, это давно поняли в Казахстане, где сержантов уже более десяти лет готовят в кадетских училищах. При этом сержанты получают денежное содержание, сопоставимое с окладами младших офицеров, специальное образование, а также имеют свою систему карьеры и льгот. Содержание огромного количества офицеров в российской армии ложится тяжелым бременем на ее бюджет. Сейчас около 70% его уходит на содержание и только 30 -- на развитие, в то время как в развитых странах на содержание армий планируется менее половины всех военных расходов.

Однако если говорить о военной реформе, что американцу хорошо, то русскому подчас смерть. Все зареформировать до абсурда мы всегда готовы. Так, на смерть можно обречь одну из лучших в мире военных медицинских служб, если попытаться поручить гражданским врачам специфические задачи военной медицины. Гражданские служащие в военных медицинских учреждениях и так были обижены несколько лет назад, когда гражданский персонал почти всех министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба, был исключен из постановления правительства о повышении тарифных ставок работникам федеральных государственных учреждений. В результате, например, около 3 тыс. гражданских служащих военного госпиталя им. Вишневского под Москвой получили не повышение ставок на 20%, как все бюджетники, а уменьшение реальной зарплаты на 25% из-за отмены льготной оплаты за работу в сельской местности. Если же теперь и врачей в погонах низвести на такой уровень гражданского персонала Министерства обороны, то все они могут разбежаться по частным клиникам, куда их уже давно заманивают, зная об их высоком профессиональном уровне.

P.S. 2 декабря начальник Главного военно-медицинского управления Министерства обороны РФ генерал-майор медицинской службы Владимир Шаппо заявил о том, что в ходе оптимизации Вооруженных сил РФ будут сокращены около 30% военных медиков. "Офицеры-медики, которые выслужили сроки и сняли погоны, останутся на гражданских должностях и будут получать большую зарплату, чем раньше", -- отметил он. Ранее он уточнял, что Минобороны планирует сохранить стационарные военно-медицинские учреждения в пунктах дислокации соединений и крупных воинских частей, а значимые военно-медицинские специальности (хирурги всех специальностей, травматологи, анестезиологи-реаниматологи и др.) будут по-прежнему комплектоваться преимущественно офицерами медицинской службы.

Николай ХОРУНЖИЙ
//  читайте тему  //  Реформа вооруженных сил