В Москве вчера состоялось заседание Государственного антинаркотического комитета (ГАК) -- межведомственного органа,
созданного указом президента год назад для координации действий всех федеральных структур по проблеме борьбы с наркотиками. В отличие от предыдущих подобных мероприятий (ГАК ранее собирался три раза), проходивших под аккомпанемент достаточно оптимистических заявлений, на этом тон выступлений был, наоборот, крайне тревожный. Было отмечено, что уровень потребления наркотиков в России продолжает расти и уже в восемь раз превышает соответствующие показатели стран ЕС, что ежегодно в стране от наркотиков погибает 30 тыс. человек, что все хуже работает система по профилактике, лечению и даже учету наркоманов и наркопреступности, что ущерб от наркомании оценивается уже почти в 1,5 трлн руб. (2,5% валового внутреннего продукта) и т.д.
Столь устрашающих оценок и данных о ситуации с наркотиками с официальных трибун у нас не приводилось уже давно. Наоборот, всего лишь полгода назад было объявлено, что число наркоманов, наоборот, вроде как начало снижаться и уменьшилось чуть ли не на полмиллиона. На этом фоне столь резкая смена взглядов могла бы показаться как минимум странной, но на вчерашнем заседании ГАК этому никто не удивлялся и даже не обсуждал. Дело в том, что вчера ГАК впервые собрался в новом составе.
По регламенту в состав комитета входят руководители более 20 федеральных ведомств (Минздравсоцразвития, Минобразования, ФСБ, МВД и т.д.), а возглавляет его директор ФСКН. Ранее этот пост возглавлял Виктор Черкесов, подчиненные которого постоянно рапортовали о своих победах над наркомафией. Критики в адрес прежнего руководства ФСКН звучало при этом более чем достаточно -- многие открыто их обвиняли в профанации работы и открытой «игре в статистику». Но наркополицейские на это внимания не обращали, и в результате, судя по всему, ситуация зашла так далеко, что новое руководство ФСКН (г-на Черкесова на этом посту в мае этого года сменил Виктор Иванов, ранее занимавший должность помощника президента РФ) почти сразу заговорило о смене политики в области борьбы с наркотиками. Вчера же на заседании ГАК г-н Иванов официально объявил о необходимости скорейшей разработки новой концепции госполитики в этой области, которая бы «учитывала реалии сегодняшнего дня» и не страдала такой «оторванностью от реальной жизни», как прежняя.
«С 1990 года уровень потребления наркотиков в России вырос почти в десять раз и в среднем в восемь раз превышает соответствующие показатели стран Европейского союза, -- отметил в своем выступлении глава ФСКН и председатель ГАК Виктор Иванов. -- После короткого периода стабилизации 2001--2004 годов с 2005 года «кривая» поставленных на учет с диагнозом «наркомания» снова пошла вверх. Отрицательная тенденция отчетливо видна в ежегодно растущем количестве вновь выявленных наркозависимых лиц. Если в 2005 году было выявлено 60 тыс. наркоманов, то в 2007-м -- уже 78 тысяч».
Говоря о причинах сложившейся ситуации и способах выхода из нее, г-н Иванов отдельно остановился на проблемах с собственно самым главным -- объективной оценкой происходящего. «Эффективность профилактики и лечения напрямую связана с осведомленностью социальных учреждений о наркобольных и соответственно с организацией их учета, -- сказал глава ФСКН. -- Но на сегодняшний день он носит добровольный и практически бессистемный характер. Имеющиеся данные, поступающие из разных ведомств, с трудом поддаются обобщению и анализу. Например, сведения по больным СПИДом сегодня, как ни странно, не подлежат передаче в наркологические службы, хотя не менее двух третей больных СПИДом являются наркоманами. Даже такой показатель, как смертность от наркомании, пока учитывается лишь частично». Положение с учетом наркоманов усугубляется еще и тем, что, как отметил г-н Иванов, проблемой является само освидетельствование на предмет употребления наркотиков -- к примеру, в Московской области действует всего два таких пункта. Не соответствует нынешнему положению дел, как дал понять г-н Иванов, и система собственно медицинского лечения наркоманов -- как оказалось, за последние два года число наркодиспансеров в стране уменьшилось на 20%, что явно «диссонирует с ростом вновь выявленных наркоманов».
В качестве одной из первоочередных задач по профилактике борьбы с наркотиками г-н Иванов назвал снижение их доступности для населения: «Сегодня наркотические средства приобрести так же просто, как и любой продукт питания. Среднее время на поиск наркотиков в крупных городах для неосведомленных составляет не более 4--5 часов». Кроме того, глава ФСКН высказался за введение ответственности к руководителям клубов, дискотек и других мест массового досуга в случае распространения на их территории наркотиков.
В области собственно борьбы с наркобизнесом г-н Иванов предложил сосредоточить усилия в первую очередь на решении проблемы Афганистана, который, по его словам, превратился, по сути, в «наркогосударство», трафик героина из которого представляет «цивилизационный вызов России». «Не может не вызывать удивления тот факт, что, несмотря на то что проблема афганского наркотрафика, активнейшим образом обсуждаемая на международных конференциях и семинарах, ни разу не стала предметом отдельного целевого рассмотрения на Совете Безопасности ООН», -- сказал глава ФСКН, предложив выйти России с такой инициативой. Ее актуальность г-н Иванов объяснил приведенными данными, согласно которым с 2001 года, когда в Афганистан был введен контингент НАТО, производство опиатов там выросло в 44 раза. Также г-н Иванов назвал отдельной проблемой, усугубляющей ситуацию с распространением наркотиков, имеющуюся в России огромную армию гастарбайтеров, которые в условиях бедности и безработицы вынуждены промышлять криминальными заработками.
С учетом всех прозвучавших на последнем заседании ГАК оценок и инициатив можно предположить, что в ближайшее время новое руководство попытается не только активизировать борьбу с наркотиками, но и значительно расширить свое политическое влияние -- как внутри страны, так и за рубежом. Ведь в сферу его стратегических интересов попали многие вопросы не только сугубо правоохранительного, но и внешнеполитического, внешнеэкономического и социального характера.