|
|
N°225, 04 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Шведская спичка» зажгла Ниццу
Во Франции прошел 10-й фестиваль русского искусства
К своему десятилетнему юбилею фестиваль искусств и кинематографии России в Ницце обрел престранное название Ruskoff, что, видимо, на новом общеевропейском языке должно было означать «русское за границей». Организаторы фестиваля -- Мелания Мильбер с французской стороны и Олег Чесноков с российской -- в этом году постарались не только удивить жанровым разнообразием представлений, но и откликнуться на августовские события в Южной Осетии. Программу открывал специальный проект фестиваля «Кавказская кухня» по сценарию Илоны Маркаровой, жанр которого определить трудно: не то перфоманс, не то предметный театр. Зрелище получилось сумбурным, зато концерт Нино Катамадзе с ее джазовой группой Insight завел зал настолько, что певицу не хотели отпускать, даже поняв, что у нее уже связки устали.
Впервые в рамках фестиваля были организованы дебаты на тему «Свобода выразительности в российском театре», которые, правда, свелись к одному вопросу -- насколько сегодня свободны российские СМИ. Впрочем, дебаты прошли чинно и особым событием не стали. Зато наши театры наделали шума.
Фестиваль ежегодно присуждает Гран-при, и на сей раз до последнего дня не было понятно, кто его получит. Первым претендентом стал давнишний спектакль театра «Дерево» «Однажды» -- милая клоунада, поставленная Антоном Адасинским еще в стилистике полунинских «Лицедеев». Потом мнение фестивального совета склонилось к хулиганской версии «Грозы» Островского, которую в театре города Магнитогорска поставил питерский режиссер Лев Эренбург. Однако «Гроза» миновала, безоговорочно уступив дебютному спектаклю режиссера Никиты Гриншпуна в Театре наций «Шведская спичка». Зал, переполненный пришедшими на Чехова зрителями, не сразу понял, что перед ним Антоша Чехонте, и первые минуты настороженно ждал метаний русской души. Но юношеское остроумие недавних учеников Олега Кудряшова, их музыкальность, органичность и ранняя мастеровитость очаровали публику. Она расслабилась и получила удовольствие. Судьба Гран-при этого года была решена.
Однако судьба самого фестиваля остается под сомнением. Как скажется на ней финансовый кризис, организаторы пока сами не знают. Уверенным оптимистом держалась только г-жа Дениз Фабр, представлявшая мэрию Ниццы. Она заверила, что городские власти сделают все, чтобы 11-й фестиваль на следующий год все-таки состоялся.
Елена ГРУЕВА