Время новостей
     N°225, 04 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2008
Страховые роковые
Реформу ЕСН могут отложить
Решение правительства о повышении единого социального налога (ЕСН) с 2010 года, возможно, будет пересмотрено. Вчера на конференции, организованной Ассоциацией европейского бизнеса, статс-секретарь, заместитель министра финансов Сергей Шаталов первым из российских чиновников публично допустил, что весной 2009 года власти могут рассмотреть вопрос о переносе сроков введения в действие этого решения, связанного с заменой ЕСН на страховые взносы. Причем эта замена, по его словам, несет риски не только для предпринимателей, но и для самого государства.

«Мы можем вернуться к вопросу о переносе запланированной на 2010 год замены ЕСН на страховые выплаты. Будем смотреть, как развивается ситуация, как будет развиваться кризис», -- пояснил вчера Сергей Шаталов.

В начале октября 2008 года на заседании правительства премьер-министр Владимир Путин объявил о намерении провести новую пенсионную реформу. В числе прочих мер эта реформа предусматривала повышение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Единый социальный налог, взимаемый сегодня по ставке 26%, с 1 января 2010 года должен будет превратиться в страховые взносы, которые в общей сумме составят 34% от фонда оплаты труда. Хотя грядущий дефицит пенсионной системы, на преодоление которого направлена эта мера, не составлял секрета, никаких признаков того, что власти были готовы остановиться на каком-то конкретном варианте, не наблюдалось. Целесообразность столь резкого повышения налога на фонд оплаты труда именно в момент кризиса правительство никак не поясняло. Кроме того, ни одно ведомство не предоставляло для обсуждений никаких расчетов по замене налога на взносы. Даже депутаты-единороссы в приватных беседах признавались, что не были в курсе столь радикальных планов относительно ЕСН.

Неожиданное решение кабинета, можно сказать, застало бизнес врасплох, особенно те отрасли, в которых затраты на оплату труда составляют наибольшую долю в издержках. Для них подобная налоговая реформа и в "мирных" условиях казалась достаточно суровой, а в кризисных вообще выглядела испытанием на прочность.

Последние восемь лет тема повышения налогов была для российской власти табу. С момента вступления в силу II части Налогового кодекса в 2001 году, когда, в числе прочего была введена плоская шкала подоходного налога, снижение фискальной нагрузки было знаменем экономических реформ. В конце 2003 года, когда стало ясно, что снижать налоги до бесконечности уже нет возможности, Минфин стал говорить, о том, что надо заниматься улучшением администрирования налогов и «тонкой настройкой» налоговой системы. Но о повышении налогов речи не велось. Если не брать местные налоги, то последний раз в стране о повышении налогов объявлялось в 1999 году. Тогда (как впоследствии оказалось, на очень краткий период) был повышен подоходный налог, его шестиступенчатая шкала предусматривала минимальную ставку 9%, а максимальную -- 42%.

Реакция бизнеса на неожиданное заявление правительства о повышении ЕСН выглядела поначалу осторожно-негативной. Лишь спустя две недели после анонсирования реформы единого социального налога деловые круги стали позволять себе достаточно резкие высказывания. Теперь же, судя по всему, решение о повышении ЕСН, не выдержало проверки и математическими расчетами.

По словам замминистра финансов, замена ЕСН на страховые платежи влечет за собой дополнительные налоговые риски не только для предприятий, что было и так очевидно (фонд оплаты труда в условиях кризиса увеличивать затруднительно, а отдавать с него в виде страховых взносов государству пришлось бы значительно больше, чем сейчас). Пострадает и само государство. «Появляются налоговые риски для предпринимателей и государства. Возможно, усилятся побудительные мотивы для применения «серых» схем», -- осторожно, но резонно предположил г-н Шаталов.

Увод зарплат в тень, к которому явно подталкивало бы бизнес повышение ЕСН в момент кризиса (заодно оно стало бы и дополнительным стимулом для увольнений), одновременно обернется потерями в казне того же Пенсионного фонда, ради которого реформа затевалась.

Смущает Минфин и предполагаемое расщепление единого соцналога по фондам. В 2001 году для улучшения администрирования взносов в единый соцналог были объединены взносы в Пенсионный и все внебюджетные социальные фонды. Тогда функции по их сбору были переданы Министерству по налогам и сборам, имевшему для этого все необходимые административные рычаги. Нынешнее предложение вновь расщепить налог на взносы весьма сомнительная затея с точки зрения их собираемости, полагает Минфин. Поэтому, по словам Сергея Шаталова, Минфин и намерен оставить взимание взносов за Федеральной налоговой службой, а не отдавать на откуп самим фондам. Это решение потребует внести поправки в Налоговый кодекс, пояснил чиновник.

Как ранее заявлял Минфин, повышение ставки ЕСН до 34% ориентировочно изымет у предприятий порядка 350 млрд руб., если считать в ценах текущего года. Утвержденные недавно законодательно предложения по снижению на 4% налога на прибыль (с 24 до 20%) с 1 января 2009 года, судя по всему, должны были бы компенсировать повышение ЕСН. Однако в условиях кризиса эта мера может оказаться неэффективной -- когда у предприятия нет прибыли, снижение налога на нее имеет не много смысла.

В Министерстве здравоохранения и социального развития, руководителю которого Татьяне Голиковой и приписывают авторство идеи расщепления взносов, комментировать публично слова г-на Шаталова не готовы. В ведомстве г-жи Голиковой корреспонденту «Времени новостей» дали понять, что ориентируются исключительно на поручения, данные премьером Владимиром Путиным на заседании правительства 1 октября, где было предложено заменить с 2010 года ЕСН страховыми взносами, и его же обещания увеличить к 2010 году размер трудовой пенсии в полтора раза по сравнению с нынешним уровнем, озвученные на съезде «Единой России» в конце ноября. На вопросы же, касающиеся возможности переноса сроков замены единого соцналога страховыми выплатами, пресс-служба министерства заявляет следующее: «В соответствии с этим поручением Минздравсоцразвития совместно с Минфином, Минэкономразвития осуществляет подготовку необходимых законодательных актов. Иной позицией по данному вопросу министерство не располагает».

Уже в ближайшие месяцы можно будет понять, озвучивал ли Сергей Шаталов точку зрения своего ведомства или правительство начало постепенно готовить себя и бизнес-сообщество к пересмотру решения по увеличению ЕСН. Отменив это решение, правительство явно не потеряло бы лицо, а наоборот, совершило бы одновременно и популярный, и рациональный шаг -- с момента обнародования планов по увеличению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда ни один российский политик или представитель бизнес-объединений не одобрил этого решения. Отсрочить переход на новый вариант ЕСН будет несложно еще и потому, что пока это решение никак не оформлено законодательно.

Ирина СКЛЯРОВА, Галина ПАПЕРНАЯ
//  читайте тему  //  Налоговая реформа