|
|
N°63, 10 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Деды разных народов
В Большом театре выступил Дживан Гаспарян с коллегами
Виртуоз армянской флейты дудук Дживан Гаспарян выступает в Москве и даже именно на сцене Большого театра не в первый раз -- впервые он играл в Большом аж в 1948 году (тогда его слушал Сталин). Но состоявшееся в понедельник мероприятие «Дживан Гаспарян и друзья», несомненно, превзошло все предыдущие и по количеству публики, и по уровню организации. Возникали опасения, что проект со своими подзвученными народными инструментами неорганично впишется в интерьер Большого, но они оказались напрасны. А провода, приклеенные к сцене серебристой клейкой лентой, выглядели даже трогательно.
В этнопроекте «Дживан Гаспарян и друзья» приняли участие музыканты из разных стран мира. От России выступил исполнитель на народных духовых и певец Сергей Старостин по прозвищу Дед, знаменитый во всем мире этномузыкант и участник рок-группы «Альянс». Еще один «рокер» в проекте -- саксофонист Дидье Малерб, участник культовой арт-роковой группы Gong. Также в Большом выступили итальянский электронщик и саксофонист Луиджи Чинкве, французский гитарист Патрис Мейер, а открыл концерт композитор и пианист из Италии Людовико Эйнауди, сыгравший что-то очень романтичное и спокойное, не то crossover classics, не то нью-эйдж. Приняли его вежливо, но сдержанно, зато когда сцену заполнили остальные участники проекта, восторг публики был даже чрезмерен. Наибольшие аплодисменты сорвал израильский тенор Эмиль Зрихан, известный исполнитель, чьи альбомы выпускает Real World. Зрихан выделывал своим классическо-арабско-еврейским голосом совершенно удивительные вещи. Жаль, что ему отвели не самую значительную роль, с другой стороны, солируя, он бы явно затмевал остальных участников, что для этого коллективного проекта было несколько неуместно.
Идея данного концерта заключается в попытке глобального world fusion, то есть органичного соединения фольклорных элементов разных частей света. Задача непростая: «музыки мира» стыкуются между собой плохо, поскольку для каждой традиционной музыкальной культуры характерны особые размер, модальность, тембры голосов и инструментов и так далее. Но зато когда у далеких культур обнаруживается что-то общее (самый попсовый пример -- сенегальско-ирландский проект Afro Celt Sound System), результат оказывается захватывающим. Так вот, проект «Дживан Гаспарян и друзья» представил больше world, чем fusion. Искрящее столкновение «неродных» фольклоров разных стран ощущалось считанные минуты. Музыканты, казалось, не только не хотели «смешиваться», но и боялись помешать друг другу. От этого пропадал фольклорный драйв, присущий и Гаспаряну, и Старостину (причем не только как участнику рок-группы «Альянс»), а музыка подчас звучала как саундтрек высокобюджетного документального фильма о путешествиях.
Впрочем, все вышесказанное можно отнести на то, что «московский зритель зажрался» (хотя, по-моему, «зажираться» искусством совсем не зазорно, даже наоборот). В общем, концерт прошел на высоком уровне, все мастера продемонстрировали свое редкостное искусство в зале с прекрасной акустикой.
Несомненная заслуга и музыкантов, и организаторов -- в том, что world теперь донесен до более широкой, чем у культурного центра «Дом», аудитории. Вообще, world становится все популярнее. Можно сказать, что эта музыка постепенно, на уровне единичных «западно ориентированных» проектов переходит в категорию «поп».
Несомненная заслуга публики -- в том, что она научилась world понимать.
Александр БЕЛЯЕВ