|
|
N°225, 04 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогой Франц
Геннадий Рождественский дирижирует Шубертом
В этом сезоне дирижер и культуртрегер Геннадий Рождественский представляет в Москве новый концертный цикл -- теперь посвященный Шуберту и 180-летию со дня его смерти. Как обычно, Рождественский играет и комментирует исключительно раритетную музыку: в основе цикла -- вовсе не песни, вальсы, экспромты или даже симфонии («Как разделить девять симфоний на четыре вечера?»). На сцене Большого зала Консерватории -- шубертовские мессы, в Москве практически никогда не звучащие.
«Приступая к составлению этого цикла, я столкнулся со значительными трудностями. Пришлось поломать голову и пошевелить мозгами. Я спрашивал себя: «Ну зачем, зачем он написал столько музыки! Столько шедевров!» -- восклицает Рождественский.
И вот перед нами сами шедевры -- певучая, прекрасная, танцующая и светящаяся, очень свежая музыка для духовных нужд в мягком и аккуратном исполнении (играет «базовый» коллектив Рождественского симфоническая Капелла Валерия Полянского). За пультом и перед микрофоном -- ничуть не менее шедевральный Рождественский, артистичный, едкий, восторженный, одаривающий зал знаточеской интонацией. По сути, он не рассказывает ничего сногсшибательно невероятного, не огорошивает публику количеством материала. «Сальери медленно и внимательно перелистал партитуру, обнял Шуберта и сказал: «Дорогой Франц! Вы мой ученик. И это делает мне честь!» Рождественский рассказывает так, словно присутствовал при этой сцене: «Медленно и внимательно», -- тщательно проговаривает он подробности, и мы становимся свидетелями благословения, как будто осеняющего и рассказчика, и даже немножко нас. Трудно сказать, что в этих концертных мероприятиях ценнее -- музыка (в первый вечер играли «Немецкую мессу» и Мессу №1) или рассказ. Возможно, друг без друга им было бы одиноко.
В цикле будут еще два исключительных в репертуарном смысле вечера: это опера Шуберта «Заговорщики, или Домашняя война» (одноактный зингшпиль, при жизни автора не поставленный, а у нас и вовсе не звучащий), и еще «Венок Шуберту» -- обработки и посвящения от Брамса, Листа, Берио, Стравинского, Шенберга.
А в ближайшее воскресенье снова можно услышать духовную музыку Шуберта -- Мессы №3 и №4 наверняка окажутся не менее свежи и напевны, чем те, что были в первый вечер.
Юлия БЕДЕРОВА