|
|
N°225, 04 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Последний герой -- Сталин, имя России -- Собчак
«Последний герой» и «Имя Россия» -- два самых претенциозных проекта этого сезона. По размаху, по масштабу, по пиару. И, пожалуй, два самых провальных -- по смыслу.
Две фразы о смысле.
"Последний герой" -- "Робинзон Крузо" наоборот. У Дефо -- история о том, как заурядный буржуа становится недюжинной личностью. А здесь нашим публичным персонажам не до жиру; им бы человеками остаться.
Вообще, надо сказать, это ведь шоу не столько на выживание, сколько на "опускание". Иногда ниже плинтуса. Кто в абсолютном выигрыше, так это Ксения Собчак. Она посланница Небес. В одной руке -- пряник, в другой -- хлыст. И то и другое ей к лицу. А тут еще прошла информация: Ксения Собчак основала институт благородных блондинок в шоколаде. Странно, что она не участвует в конкурсе «Имя Россия».
Без нее в этом проекте лидируют полководцы: Александр Невский, Петр Романов и Иосиф Сталин. Резко прибавил Ленин после обсуждения его кандидатуры. Достоевский отпал после резких нападок на него со стороны Никиты Михалкова: писатель -- плохой, здоровье -- слабое, революцию напророчил... Екатерину забаллотировали из-за пятого пункта -- ни капли в ней русской крови. Одно ее извинило в глазах наших патриотов -- то, что спала венценосная немка только с русскими молодцами. До Пушкина очередь не дошла, но и он, и Столыпин вряд ли способны претендовать на пьедестал. Им бы зацепиться за первую пятерку... Может быть, инициаторы проекта уже и не рады, что включили в список претендентов покойного ньюсмейкера Сталина. Но он им нужен был для рейтинга. По той же причине, по какой Жириновский пригодился для «Минуты славы» и «Звездного льда».
В телевизионной версии «12» обнажились все драматургические натяжки михалковского сочинения. Стало видно, что герой (старшина присяжных) просто играет со своими коллегами то ли в прятки, то ли в фанты. Все 11 по очереди «водят», рассказывая свои истории и определяясь в своем отношении к обвиняемому. Он, старшина, один знает, что «чечененок» безвинен. Он видит насквозь всю уголовную подноготную дела с самого начала.
Подноготная же сюжета в другом. В том, что присяжные заседатели готовы приговорить мальчишку к пожизненному заключению только за то, что он, во-первых, чеченец, а во-вторых, «чумазый». И лишь через какое-то время они снисходят до рассмотрения дела по существу. И тогда: «Ах как гордимся мы, сволочи, что не отправили мальчишку за решетку, а поступили по совести».
Ну а самый скандальный сюжет месяца -- фильм «Мой муж гений» и его обсуждение в «Закрытом показе». Художественное произведение ниже всякой критики, а рейтинг выше любой похвалы. Инициаторы проекта должны быть особенно благодарны ученым за акцию протеста в печати, которая стала важной составляющей рекламной раскрутки мыльного пузыря. Желтая беллетристика, как и желтая пресса, -- ловушка. Не они, академики, первыми в нее угодили. Не они последними будут ее жертвами.
Из удач телевизионного месяца я бы выделил документальный фильм «Собачья жизнь Ильи Эренбурга» на телеканале «Культура» -- спокойное, обстоятельное исследование драматической судьбы писателя. Эта повесть о том, как антифашист и гуманист оказался на службе тоталитарного государства, чреватого фашизмом и государственным антисемитизмом.
Еще две удачи -- пародийные программы «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» («Первый канал»).
Персоной же месяца стал, на мой взгляд, философ, эссеист и культуролог Григорий Померанц в программе «Школа злословия» (НТВ).
Юрий БОГОМОЛОВ, «Российская газета»