Открывшаяся вчера в Брюсселе двухдневная встреча министров иностранных дел НАТО показала, что в рядах альянса нет единства мнений по поводу предоставления Украине и Грузии Плана действий по членству (ПДЧ). Шансы Тбилиси получить вожделенный ПДЧ резко упали после августовского конфликта вокруг Южной Осетии -- Запад не поддался на призывы защитить постсоветские страны от «российского империализма» и занял выжидательную позицию. О том, как это решение повлияет на внешнюю политику Грузии, «Времени новостей» рассказал известный грузинский политолог, ректор Дипломатической академии Грузии 69-летний Сосо ЦИНЦАДЗЕ-- Если даже представить, что натовцы предоставят Грузии ПДЧ, в сегодняшней ситуации этот план ничего не меняет. Перед странами, получившими ПДЧ, НАТО не несет никаких обязательств. Нам опять пообещают, что когда-то примут в альянс. Но ни одно европейское государство не пошлет своих парней воевать в Грузии. Сразу же после встречи в Брюсселе Грузии надо начинать работу над новой внешнеполитической концепцией. Нам нельзя вести себя как вчера и позавчера. Мы никак не сделаем выбор между справедливостью и реальностью. Мы делаем акцент на справедливости: Южная Осетия и Абхазия -- наши земли, и мы должны все получить только потому, что мы правы. А реальность другая -- Европу это не интересует. Для нее было максимумом направить в Грузию своих наблюдателей.
-- Что же вы предлагаете?-- Новые подходы -- возможно, принятие болезненных решений. Нам нужны лидеры, не боящиеся непопулярных решений. Ни один грузинский президент не признает независимости Южной Осетии и Абхазии -- но нужны уступки. Нужны компромиссы, в том числе по отношению к России. Мы не настолько сильны сами и не так нас поддерживает Запад, как, например, США поддерживают израильтян. Европа посчитала свой долг перед нами выполненным, выделив 4,5 млрд долл., и теперь восстанавливает диалог с Россией. Пора нам становиться реалистами и сосредоточить все усилия на том, чтобы укрепить то, что у нас осталось. А потом уже думать о возвращении потерянного.
-- Президент Грузии Михаил Саакашвили на днях исключил возобновление дипломатических отношений с Москвой до тех пор, пока российские посольства будут находиться в Сухуми и Цхинвали...-- Россия -- наш сосед, пусть и проблематичный для нас. Мы будем вынуждены искать в отношениях с ней модус вивенди, наши западные партнеры обяжут к этому. Мой прогноз -- до конца 2009 года дипломатические отношения восстановятся в той или иной форме. Формально мы можем не отправлять посла, но кто-то будет в России от нас. Другого выхода нет.
-- В Тбилиси часто говорят, что после прихода к власти Барака Обамы США уже не будут столь благосклонны к Михаилу Саакашвили...-- Кардинальных перемен в отношении к Грузии со стороны США я не предвижу. Наш регион надолго вошел в сферу национальных интересов США -- это и нефтепроводы, и ряд иных моментов. А вот реализацию этих интересов можно осуществлять разными способами: дегенеративными, к которым обращался Джордж Буш, или бархатными, которые исповедовал Билл Клинтон. Обратите внимание, что на Западе стали больше говорить о том, что дружить надо не лично с Саакашвили, а с Грузией. Прагматичный Запад интересуется Грузией не потому, что мы гостеприимны и хорошо говорим тосты, -- а потому, что грузины живут на этой стратегической территории. Как говорят американцы, «ничего личного, только бизнес». Запад уже изучает политическую картину в Грузии, смотрит, кто из лидеров для него более приемлем. Такое впечатление, что выбор уже сделан.
-- И кто же это?--
Нино Бурджанадзе. Я, кстати, очень удивлен, что Михаил Саакашвили в последнее время часто повторяет, что это его второй и последний президентский срок. А в чем тут новость? Не будет же он конституцию нарушать!
-- Насколько изменилась после августовского конфликта ситуация в Кавказском регионе в целом?-- С Западом Грузия выяснила отношения, теперь надо их урегулировать с соседями. В Армении можно услышать, что грузины не сформировались как нация, что завершилось время неформального лидерства Грузии в регионе, поэтому можно самим занять эти позиции. В Азербайджане взволнованы тем, действительно ли мы чиним армянам танки и бронетранспортеры. Там говорят, что Грузия должна определиться, считает ли Азербайджан стратегическим союзником. Особый разговор -- Турция. Готовится визит ее президента в Москву, Анкара выступает с новыми инициативами. После августа геополитический пасьянс здесь совершенно изменился. И это несет новые риски для Грузии.