|
|
N°228, 09 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дорогое милосердие
Суд согласился освободить смертельно больного Алексаняна за 50 млн рублей
Московский городской суд вчера принял решение освободить из-под стражи под залог в 50 млн рублей смертельно больного бывшего вице-президента ЮКОСа Василия Алексаняна. Таким образом, суд формально удовлетворил кассационную жалобу его защиты и изменил постановление Симоновского суда Москвы полуторамесячной давности о продлении Алексаняну срока содержания под стражей. По внешним признакам это могло бы считаться первой серьезной победой защиты представителей ЮКОСа в противостоянии с гособвинением, которое до сих пор вело крайне жесткую линию, не считая возможным предоставить им даже предусмотренные законом возможности хоть на какое-то снисхождение. Однако для самих адвокатов г-на Алексаняна такое решение стало полной неожиданностью, да и расценили они его не столь однозначно.
Защита настаивала вообще на незаконности ареста Алексаняна, аргументируя это тяжелым состоянием его здоровья и тем, что он провел в СИЗО намного больше максимально возможного срока. Собственно, вчера эти доводы защиты и контраргументы обвинения и должны были быть вновь изучены в кассационном порядке. Однако Мосгорсуд фактически по собственной инициативе вдруг принял решение об освобождении под залог, хотя об этом его никто и не просил -- просто потому, что ранее такая возможность была обвинением категорически отвергнута.
Адвокаты г-на Алексаняна, с одной стороны, не могли не выразить радости, что появилась сама возможность его освобождения. Однако, с другой, они вчера пребывали в шоке от названной судом суммы залога -- 50 млн рублей. Где их взять, они даже не предполагали, отмечая, что Василий Алексанян -- вовсе не хозяин и не акционер компании, в отличие от многих других фигурантов этой эпопеи. В ЮКОСе, по их словам, он был наемным менеджером, и все, что он заработал -- дом, машина и т.д., -- давно арестовано в рамках уголовного дела. Таким образом, как отметили адвокаты, на самом деле речи о реальном освобождении г-на Алексаняна пока не идет. Получить свободу он сможет лишь после того, как необходимая сумма будет каким-нибудь образом найдена и переведена на указанный судом банковский счет.
Впрочем, даже если и это произойдет, освобождение г-на Алексаняна будет весьма условным. С целым набором серьезных заболеваний, среди которых СПИД и рак, он уже давно находится под конвоем в одной из столичных клиник. И свобода для него будет означать только то, что у его палаты будет снят конвой. Единственное, что он сможет получить -- возможность общаться не только с адвокатами, следователями и прокурорами, но и с родителями, братьями и 6-летним сыном.
Адвокаты г-на Алексаняна уже не раз просили его освободить, ссылаясь на незаконность содержания его под стражей (уже почти три года), а также на ухудшающееся состояние здоровья. Вчера адвокаты отметили, что Алексанян перенес три безрезультатных сеанса химиотерапии и уже длительное время находится в крайне тяжелом состоянии.
Однако представитель прокуратуры, как и на всех предыдущих заседаниях, просил оставить в силе решение Симоновского суда о продлении сроков ареста. «Определение законно и обоснованно. Нахождение Алексаняна под стражей ни в коей мере не препятствует его лечению, стражи не мешают медицинским процедурам», -- сказал он. Все как будто бы шло по обычному сценарию, но в итоге суд поддержал сторону защиты, сообщив о возможности освобождения под залог. Чем именно руководствовался при этом суд, осталось загадкой. Вчера было оглашено лишь само решение, а его мотивировка будет передана адвокатам, как ожидается, лишь в конце недели.
Также, как выяснилось, защитники Алексаняна ходатайствовали и вообще о прекращении уголовного преследования их клиента в связи с истечением срока давности. Адвокаты подчеркнули, что один из эпизодов уголовного дела касается хищения акций «Томскнефти», которое произошло, как предполагает обвинение, еще в 1998 году, а срок давности для подобных преступлений, согласно законодательству, составляет 10 лет. Однако это ходатайство должно рассматриваться сначала судом первой инстанции -- Симоновским, и когда это случится, и случится ли вообще, пока не ясно.
Что касается залога, то адвокаты г-на Алексаняна отметили, что сам он решать этот вопрос не может. «Он тяжело болен, и эти проблемы будут решать его родные», -- сказал один из адвокатов. Они также рассказали, что уже недавно, 12 ноября Алексанян был переведен в другую клинику, где ему была проведена операция по удалению селезенки. «На десятые сутки у него возникла лихорадка с температурой 40 градусов, которая держится до сих пор. Состояние его считается крайне тяжелым», -- сообщила защитник Елена Львова.
Бывший вице-президент ЮКОСа Василий Алексанян (в этой должности он успел проработать всего несколько дней, а до этого являлся юристом компании) обвиняется в отмывании и легализации денежных средств и присвоении имущества. В частности, ему инкриминируется хищение акций и имущества «Томскнефти» на сумму более 12 млрд рублей, а также отмывание средств, полученных в результате хищения и легализации акций. Позже Генпрокуратура РФ предъявила ему новое обвинение -- в уклонении от уплаты налогов. Процесс над ним в Симоновском суде Москвы начался больше года назад, но продлился недолго, и сути дела почти не касался. Большая часть заседаний была посвящена вопросу о возможности его перевода из тюремной больницы в специализированный стационар.
Помимо защиты Алексаняна в ноябре 2007 года на этом настоял и Европейский суд по правам человека. Однако в клинику из СИЗО «Матросская тишина» больной был переведен лишь в феврале этого года. Тогда медики пришли к выводу, что ВИЧ-инфекция подсудимого из стадии 4А перешла в стадию 4В, при которой в организме развиваются тяжелые вторичные заболевания и поражается центральная нервная система. Как правило, при получении нормального лечения стадия 4В проявляется через 10-12 лет с момента заражения, но за время пребывания в СИЗО без получения антиретровирусной терапии (ВААТ) течение болезни ускорилось. Следующая, так называемая терминальная стадия ВИЧ -- последняя. При ней не действует даже адекватно проводимая противоретровирусная терапия -- больной погибает в течение нескольких месяцев.
С учетом этих обстоятельств в феврале этого года суд вообще приостановил слушания по делу Алексаняна.
Как заявил вчера полномочный представитель правительства РФ в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский, решение об освобождении из-под стражи Василия Алексаняна должны были принять еще год назад. «Оно, конечно, запоздалое. Я вообще противник избрания меры пресечения в виде содержания под стражей, -- сказал он. -- В этом случае ни следствие, ни государство, ни общество пострадать не могли». Также удовлетворением решением Мосгорсуда вчера высказали и правозащитники.
Примечательно, что вчера в Госдуму был внесен законопроект, который усложняет заключение под стражу топ-менеджеров компаний. Арест законодатели предлагают применять только в случае, если руководителей организаций подозревают или обвиняют в совершении тяжких или особо тяжких преступлений. Если же они совершили экономические преступления средней тяжести, то их, как предполагается, можно будет арестовывать только в исключительных случаях.
Сергей МИНЕНКО, Алексей ГРИШИН