Время новостей
     N°223, 02 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2008
Скупым помогут
Минфин предлагает регионам перейти на режим экономии
Среди всех, кто претендует на экстренное антикризисное финансирование со стороны федерального бюджета, самое жесткое отношение, судя по всему, могут встретить российские регионы. Пользуясь правом «более старшего по званию», федеральный центр именно с региональных властей может более строго спросить за проводимую финансовую политику или же продиктовать антикризисные меры. Разумеется, Кремль и правительство меньше всего хотят, чтобы обладающие известной степенью финансовой самостоятельности субъекты Федерации столкнулись с неразрешимыми финансовыми проблемами. В этой ситуации Минфин рекомендует регионам последовать его примеру и пересмотреть бюджетные планы на следующий год в соответствии с реальными возможностями. «Нерадивым» обещаны неприятности.

«Если бюджет будет спланирован без учета реальной ситуации с доходами, помогать из федерального бюджета не имеет смысла, поскольку в данном случае будем поддерживать нерадивые регионы», -- заявил вчера заместитель министра финансов Антон Силуанов. В разговоре с журналистами чиновник пояснил, что постоянно предупреждает первых лиц субъектов федерации о том, чтобы они «не принимали нереальные бюджеты по доходам и источникам финансирования дефицита», поскольку в противном случае «за помощью в Минфин лучше не приходить». Примером такого бюджета, по словам Силуанова, может быть главный финансовый документ Смоленской области на 2009 год, предусматривающий наряду с 25-процентным ростом налоговых доходов дефицит в 15%. «Помогать таким регионам не будем, -- сказал замминистра. - Мы негативно относимся к секвестру расходов в ходе исполнения бюджета, и об этом не раз говорилось Минфином. Но если нас не слушают, пример тому - Смоленская область, плоды такой финансовой политики мы увидим уже скоро».

Минфин направил в регионы письмо, в котором рекомендовал пересмотреть региональные бюджеты в сторону сокращения проектировок по доходам. Как заявил г-н Силуанов, «мы призвали по максимуму исключить новые расходные обязательства, особенно инвестиционного характера, пересмотреть исходя из возможностей региона решения о повышении заработной платы бюджетникам, если эти решения финансово не обоснованы и принимались в погоне за ростом фонда оплаты труда на федеральном уровне». Также регионалов попросили не принимать бюджеты с дефицитом, источником финансирования которого являются кредиты коммерческих банков.

Сам Минфин наконец признал необходимость пересмотра социально-экономического прогноза на 2009-2011 годы -- и с учетом замедления темпов развития экономики, и с учетом налоговых новаций, сокращающих доходную базу регионов. По предварительным данным, регионы в следующем году могут недосчитаться 150 млрд руб от введения льгот по налогам на малый бизнес, а также от увеличения амортизационной премии по налогу на прибыль. Понижение ставки налога на прибыль с 24 до 20% с 1 января 2009 года, как ожидается, на региональной казне не скажется, так как проводится за счет сокращения федеральной части этого налога.

Однако Антон Силуанов признал, что прибыли компаний начинают падать. Это сокращение, по его мнению, в большей степени затронет сильные регионы -- тех, у кого прибыль является основным доходным источником бюджета. В этой связи большие риски Минфин видит именно в промышленно развитых субъектах. Те же регионы, у которых доходная база в большей степени формируется за счет дотаций, пострадают в меньшей степени.

Жесткая позиция, занятая федеральным центром, уже приносит свои плоды. Например, в пятницу был утвержден скорректированный бюджет Московской области. Первоначальный вариант, который выносился на согласование правительства региона в середине сентября, даже не был принят. Согласно проекту, в 2009 году доходы области должны были составить 323 млрд рублей, расходы - 331 млрд рублей. Таким образом, ожидался дефицит в размере 2,5%. В доработанном (и утвержденном) варианте бюджета прогнозируется, что доходы области в будущем году составят 307,8 млрд против 298,3 млрд рублей расходов.

Московская область - один из крупнейших заемщиков капитала на рынке, и корректировка основного финансового документа добавит оптимизма инвесторам, уверены эксперты. По данным Cbonds.ru, область является вторым после Москвы заемщиком на рынке облигаций - объем ее обязательств составляет 65,6 млрд рублей (у столицы -- 169 млрд рублей), далее следуют Самарская (19,8 млрд рублей) и Иркутская (11,7 млрд рублей) области. Высокая «закредитованность» Московской области беспокоила участников рынка, опасавшихся, что регион не сможет обеспечить купонные выплаты по облигациям в установленный срок. 27 октября рейтинговое агентство S&P понизило рейтинг этого эмитента до BBB- (негативный), а через несколько дней коллег поддержало агентство Moody's, также снизившее области рейтинг (с Ва2 до В1, при сохранении возможности его пересмотра с прогнозом «неблагоприятный»). Только в декабре области предстоит выплатить почти 1,2 млрд рублей по купонам рублевых облигаций и евробондов.

Ранее обычной практикой региональных властей являлось завышение дефицита бюджета. Регионы принимали бюджет с максимально возможным дефицитом в 15% от своих доходов, финансировать который предполагалось за счет привлечения кредитных ресурсов. Благодаря высоким темпам роста экономики в ходе исполнения бюджета доходы выполнялись с превышением плановых заданий, что позволяло в результате не привлекать кредиты банков и не наращивать дефицит. В результате регион исполнял бюджет с профицитом.

Сегодня, когда доходы регионов начинают сокращаться, а кредитные ресурсы оказались недоступны, они одновременно потеряли и возможность привлекать финансы через эмиссию облигаций. Многие регионы просто упустили свои возможности: многие из них еще в прошлом, 2007 году, получили одобрение на размещение облигационных займов, пройдя все необходимые процедуры, но в последний момент отказались от выпуска бумаг, надеясь на растущие налоговые доходы.

«Для борьбы с последствиями финансового кризиса регионам необходима ликвидность и привлечь ее можно в том числе путем размещения облигационных займов, -- рассуждает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. -- Но, с учетом нынешней рыночной конъюнктуры, это выгодно скорее в государственном масштабе». Кредитные же полномочия субъектов Федерации по сравнению с федеральным центром значительно слабее, поэтому в текущей ситуации они представляют небольшой интерес для инвесторов, отмечает независимый аналитик по облигациям Юрий Голбан. Последние, напротив, все чаще проявляют намерение избавиться от них, констатирует он. По итогам вчерашнего торгового дня индекс муниципальных облигаций MICEX MBI CP по сравнению с предыдущим закрытием снизился на 0,186% при низком объеме торгов (129 сделок на сумму 700,87 млн рублей).

Между тем, несмотря на проявленную жесткость, Минфин рассматривает возможность облегчить ситуацию с ликвидностью в регионах. Ведомство предложило правительству в 2009 году удвоить лимиты бюджетных кредитов (сейчас региональные бюджеты могут заимствовать у федерального не более 20 млрд рублей) и общий объем дотаций регионам, отметил Антон Силуанов. Инициативу, направленную на оздоровление финансовой ситуации в регионах, выдвинули также в Совете Федерации. Сенаторы подготовили и внесли в Госдуму законопроект, позволяющий субъектам РФ размещать временно свободные средства на счетах в коммерческих банках. Это позволит бюджетам получать дополнительные доходы, а кредитным учреждениям привлечь необходимую ликвидность.

В ходе кризиса региональные власти осознали, что попали в ловушку и с социальными обязательствами. Полгода назад большинство регионов, вслед за федеральным центром, приняло решение о повышении фонда оплаты труда своим бюджетникам на 30%, заложив соответствующие расходы в бюджете. Теперь, когда ситуация изменилась, многие из них вынуждены пересматривать эти решения, фактически отозвав свои обещания перед бюджетниками.

Ирина СКЛЯРОВА, Георгий ВОРОНКОВ
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис