Сегодня впервые свой профессиональный праздник отмечают российские юристы, в том числе и судьи. Именно с поздравления коллег начал вчера свое выступление
на VII Всероссийском съезде судей президент страны Дмитрий Медведев, для которого этот день тоже профессиональный праздник. Около трех столетий назад, сказал президент, в России впервые была проведена судебная реформа, а с переходом от советского к демократическому правовому государству в конце прошлого века судебная реформа началась заново. Законодательство претерпело серьезнейшие изменения, вновь появились институты присяжных и мировых судей.
Однако, как признались вчера участники съезда, не все, что в ней прописано, реализуется на практике. Да и судебная реформа далека от завершения. Президент пообещал, что уже совсем скоро Госдума примет несколько базисных для осуществления действительно правосудного правосудия законов -- о доступе граждан и организаций к информации о деятельности судебной системы, а также о праве граждан получать компенсацию за их страдания от судебной волокиты и неисполнения судебных решений. Но эти два проекта -- только часть комплексного обновления Фемиды. Просто по другим законодательным актам -- о Верховном суде и судах общей юрисдикции, а также об административном судопроизводстве между самими руководителями судейских органов до сих пор существуют серьезные разногласия.
«В этом вопросе пора ставить точку! -- заявил вчера Дмитрий Медведев. -- Есть разные точки зрения, но тем не менее надо или достигнуть консенсуса, или принять решение». Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев и Высшего арбитражного суда Антон Иванов потом пообещали журналистам, что вскоре после съезда они соберутся на совещание и такое решение примут.
«Именно в суде формируется отношение людей к государству, в нем проверяется верховенство закона и торжество правосудия», -- отметил вчера президент Медведев, добавив, что хотя заложенные и в Конституции, и в других федеральных законах принципы действия судебной системы незыблемы, Фемиду необходимо совершенствовать и дальше. Среди перечисленных им задач были сокращение сроков рассмотрения гражданских дел и предоставление гражданам возможности получать по суду компенсацию за нарушение этих сроков.
«Важнейшая и, к сожалению, нетленная тема -- это неисполнение судебных актов, -- сказал Дмитрий Медведев. -- Согласно статистике, не исполняется каждое второе решение». Председатель Верховного суда (ВС) Вячеслав Лебедев в связи с этим сделал ряд предложений. В частности, создать службу специальной судебной корреспонденции, дабы письма из судов до адресатов не путешествовали месяцами. Кроме того, он предложил установить разумные сроки для проведения различных экспертиз, которые могут тянуться и по несколько лет, увеличить количество экспертных учреждений и создать для них единую базу данных. А что касается неисполнения судебных актов, то нивелировать эту проблему, по словам г-на Лебедева, должен ожидающий принятия депутатами федеральный конституционный закон «О возмещении гражданам вреда, причиненного нарушением разумных сроков рассмотрения гражданских дел, а также неисполнения судебных решений».
Председатель Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин согласился с г-ном Лебедевым в том, что нарушенные права российских граждан должны восстанавливаться российскими же судами, и достаточно резко высказался в адрес Европейского суда по правам человека, который жестко критикует наше государство за эти недостатки и, удовлетворяя сотни жалоб, существенно штрафует казну. «Количество дел в Страсбурге возрастает. Но эти вопросы должны решаться нашим отечественным правосудием, а Европейский суд нарушает судебный суверенитет России», -- заявил г-н Зорькин и получил в ответ громкие аплодисменты зала.
Проблемы, связанные с открытостью судебной системы, стали еще одним предметом серьезного обсуждения на съезде судей. «Пришло время принять закон об открытости судов, -- сказал Дмитрий Медведев. -- Надо сделать прозрачной информацию о движении дел в судах и принятии судебных решений». Г-н Лебедев же отметил, что процент закрытых для публики процессов крайне низок, однако не стал возражать, что доступ к правосудию не всегда закрывают по легальным причинам: «Мы узнаем о таких ограничениях из СМИ. Это неправильно. И если такое происходит без законных оснований -- это, безусловно, повод для последующей отмены решения или приговора». Председатель ВС высказался за скорейшее принятие закона о доступе всех и каждого к информации о работе судебной системы. «Прозрачность -- один из основных критериев правосудия, который имеет и антикоррупционную направленность, -- сказал он. -- Принятие закона приведет к тому, что любое сообщение о неправомерности действий того или иного судьи не останется без рассмотрения. А тесное взаимодействие со СМИ, которые формируют общественное мнение о нашей работе, будет также служить борьбе с коррупцией». Открытость судов предполагается достигнуть и с помощью широкого введения информационных технологий. Как заметил председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов, «прямая трансляция судебных процессов позволит решить проблему маленьких залов судов», а использование видеосвязи на самих процессах существенно облегчит жизнь и судьям, и спорящим сторонам.
Президент особо остановился на вопросе повышения доверия и уважения граждан к суду. «Степень такого доверия пока недостаточна. Если исходить из писаного права, то такой проблемы не должно быть. Но почему судья, независимый де-юре, де-факто таковым не является? Этот вопрос во многом риторический», -- сказал г-н Медведев. По его мнению, главным для гарантии независимости судьи должна стать его высокая квалификация, профессионализм и образованность: «Все эти требования соблюдаются, но в отличие от большинства европейских государств в нашей стране полномочия судей прекращаются досрочно достаточно часто». Также он высказался за изменения процедуры назначения судей вплоть до возможного введения бессрочного срока их полномочий. «Гарантия независимости судей -- главное условие для объективного и беспристрастного правосудия», -- согласился г-н Лебедев. Он также добавил, что оптимизация судейских зарплат с тенденцией к увеличению по заслугам будет одной из таких гарантий. Однако, по его словам, для этого потребуется и усиление мер безопасности его коллег: «От пасквилей и клеветы дело дошло до реальных угроз и покушений». Он выразил от имени собравшихся соболезнования и поддержку председателю Саратовского облсуда Любови Дроздовой, на которую на днях было совершено покушение, а президент потребовал скорейшего расследования ЧП и строжайшего наказания виновных в его совершении.
Много говорили вчера и о необходимости специализации судов, выделении в отдельные институты ювенальной и административной юстиции. Так, по словам г-на Лебедева, ювенальные суды послужили бы гораздо более эффективной профилактике преступности среди несовершеннолетних, которая от числа общих составляет аж 22%. Но наиболее остро стоит вопрос о создании административных судов, где граждане могли бы разрешать свои споры с властью. О необходимости принятия соответствующего закона сказал и президент. А председатель ВС потом заметил, что дискуссия о создании этих судов ведется с 90-х годов, но дальше разговоров дело пока не пошло. Г-н Медведев крайне негативно отнесся к тому, что внутри судебной власти до сих пор ведутся нескончаемые споры по поводу того, какой должна стать административная юстиция. А председатель КС заметил, что подобные разногласия можно было бы решить путем совместных пленумов -- КС, ВС и ВАС, -- которые когда-то имели место быть, но впоследствии эта практика была прекращена.
Вячеслав Лебедев вчера вновь предложил декриминализировать ряд уголовных статей по преступлениям небольшой тяжести. Он заметил, что общественная опасность таких проступков, как оскорбление например, несоизмерима со строгостью наказания и последствиями, которые испытывает человек, получивший судимость. По многим таким делам (так называемого частного обвинения) стороны примиряются в ходе судебного процесса. «Непонятно, почему то же самое нельзя делать во время предварительного следствия?» -- спросил председатель ВС. Да и многие гражданские споры должны, по его мнению, лишиться оснований для судебного разбирательства. В частности, это иски налоговых органов о взыскании штрафов и пени, которые граждане выплачивают, как правило, без всяких возражений, а следовательно, в судьях не нуждаются. Президент эти предложения председателя ВС поддержал.
Многое из того, что нужно предпринять для совершенствования Фемиды, по мнению ее служителей, потребует серьезных финансовых вложений. Это и повышение зарплат, и необходимость финансирования мировых судей из федерального бюджета (а не органами субъектов федерации, как это происходит до сих пор), и повсеместное внедрение современных технологий в судах. Г-н Иванов высказал сомнение, что «в условиях финансового кризиса Минфин больших денег не даст». На что президент Медведев ответил: «В условиях кризиса Минфин не даст много денег. Но Минфин и без кризиса не даст много денег», чем вызвал общий смех. А потом добавил уже серьезно: «Но он должен обеспечивать достаточное финансирование. Судебная система не должна быть бедной, иначе бедствие наступит в правосудии».