Иран отказался от строительства второго энергоблока на АЭС «Бушер». Как известно, первый блок на этой станции сейчас достраивает российский «Атомстройэкспорт». При этом год назад
во время визита Владимира Путина в Тегеран президент Ирана Махмуд Ахмадинежад говорил, что право строить второй и третий энергоблоки на АЭС «Бушер» получит российская компания. Вчера же замглавы Организации по атомной энергии (ОАЭ) Ирана Ахмад Фиязбахш, как передает РИА Новости со ссылкой на информагентство IRNA, заявил: "Наша организация приняла решение о том, что вместо завершения строительства второго блока АЭС "Бушер" будут сооружены две новые станции мощностью по 1000 МВт каждая (судя по всему, речь идет о двух энергоблоках на новой АЭС. --
Ред.)". По его словам, создание новых станций более выгодно с экономической и технической точек зрения, чем достройка второго блока Бушерской АЭС. В «Атомстройэкспорте» «Времени новостей» заявили, что «конкретных задач по строительству второго энергоблока на АЭС «Бушер» перед компанией никто не ставил».
Как известно,
Россия в Бушере занимается достройкой АЭС, которую в 70-х годах начинал возводить немецкий концерн Siemens. Изначально планировалось завершить строительство первого блока, на которое был подписан контракт на 1 млрд долл., в 1999 году. Однако срок постоянно сдвигался по разным причинам, как политическим, так и экономическим. Сейчас руководство «Атомстройэкспорта» предполагает закончить этот проект в следующем году. Но эксперты пессимистичны: по их мнению, раньше середины 2010 года вряд ли удастся запустить энергоблок в эксплуатацию. Дело в том, что специалистам впервые пришлось совмещать немецкую технологию строительства АЭС с российской. И именно поэтому, полагают эксперты, по своей воле «Атомстройэкспорт» вряд ли бы захотел достраивать еще и второй энергоблок -- слишком затратное и проблемное это занятие. И когда г-н Фиязбахш говорит о том, что дешевле построить новую АЭС, чем достраивать «Бушер», он абсолютно прав, считает источник в «Росатоме».
Другое дело, кто и за какие деньги будет строить новую электростанцию. По словам источника, близкого к «Росатому», иранцам, конечно, выгоднее, чтобы «Атомстройэкспорт» строил российские блоки ВВЭР-1000: «Хранилище топлива в городе Бушере уже приспособлено под российские технологии, эксплуатировать выгоднее новую АЭС вместе с уже почти построенным энергоблоком «Бушера», ведь иначе будут нужны другие специалисты и так далее. Но поскольку имиджевые риски такого проекта огромны, Россия согласится строить новую АЭС только за серьезные деньги». Бывший замминистра по атомной энергии Булат Нигматулин, который реанимировал строительство «Бушера», говорит, что сейчас один энергоблок стоит 3,5--4 млрд долл., два блока -- около 5 млрд долл. (так как инфраструктура строится сразу на два энергоблока).
Пресс-секретарь «Росатома» Сергей Новиков заявил «Времени новостей», что в данном вопросе «политическое решение -- не за «Росатомом», а что касается экономики, то если Иран сделает предложение построить блоки по рыночной цене, то оно будет заслуживать изучения». От более подробных комментариев он отказался.
Г-н Нигматулин, в свою очередь, полагает, что сейчас у Ирана и выбора нет, кому отдавать контракт. Дело в том, что под угрозой разрыва отношений с США компании из Америки и Европы покинули опальную страну. «Так что если тендер пройдет в ближайшее время, то на него, кроме России, никто и не придет, -- полагает он. -- Но дело в том, что подготовка документации на строительство займет от года до трех лет, а за это время теоретически может измениться обстановка вокруг Ирана, и тогда, например, французы или американцы смогут составить России конкуренцию». Однако, как полагает г-н Нигматулин, Тегеран в будущем будет вынужден увязывать контракты на строительство АЭС с разработкой газовых месторождений. И России сейчас, когда ожидается падение цен на газ, как никогда важно сотрудничать по этому направлению, учитывая, что у «Газпрома» и его структур есть свои интересы в Иране.
При этом, по мнению г-на Нигматулина, имиджу России как строителю АЭС в связи с затянувшимся возведением энергоблока на «Бушере» нанесен серьезный ущерб. Поэтому «Росатому» и «Атомстройэкспорту» необходимо, считает он, проявить четкую заинтересованность в проекте новой АЭС в Иране: «Тем более что строить еще два блока лучше, чем один на «Бушере».