Время новостей
     N°224, 03 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2008
Сели на "Поток"
Судебные приставы Петербурга стали работать мобильными бригадами
Расплатиться с долгами в северной столице теперь можно будет, не выходя из машины. Или лишиться ее, не расплатившись. С 25 ноября по улицам города начали ездить пять "Газелей" управления Федеральной службы судебных приставов по Петербургу, сотрудники которого с помощью системы "Поток-Д" будут искать неплательщиков и должников. В случае отказа должника расплатиться на месте его автомобиль может быть арестован.

Система "Поток-Д" -- это микроавтобусы, в которых сидят пристав-исполнитель, сотрудник УГИБДД, сотрудник УФНС, водитель и группа специального реагирования. "Газели" оборудованы средствами считывания госномеров с проезжающих мимо автомобилей. Этот "аппаратно-программный комплекс идентификации транспортных средств по государственному регистрационному знаку" -- отечественная разработка. Она с успехом применяется в 17 странах. Но в России используется впервые.

Работает система элементарно, считывая определенное сочетание букв и цифр, а сканер может "прочитать" их даже на машине, которая едет со скоростью 150 км в час. Потом компьютер, установленный на борту "Газели", обращается к базам данных судебных приставов и налоговой инспекции. При этом в базы вносятся только те неплательщики, которых уже неоднократно предупреждали о необходимости погасить долги и в отношении которых заведено исполнительное производство.

Если "Поток-Д" определяет, что госномер зарегистрирован на такого человека, в машине раздается характерный писк. Сотрудники ГИБДД останавливают зафиксированный транспорт, а приставы или налоговики предлагают автовладельцу погасить задолженность. Если же сумма долга превышает кредитоспособность должника, то у контролирующих органов есть право арестовать его машину, а после отправить ее на штрафстоянку или оставить автовладельцу на ответственное хранение. В первом случае услуги эвакуатора и отстойника должнику придется оплачивать из собственного кармана. Во втором случае машина остается при нем, но ему придется компенсировать любую царапину, появившуюся на ней после встречи с приставами. А в том случае, если стоимость машины соотносима с суммой долга, приставы могут продать ее в счет погашения долга.

Автомобилистам надо иметь в виду, что арестовывать их машины пристав имеет право только в присутствии понятых и с составлением специального акта.

Как рассказал "Времени новостей" начальник управления Федеральной службы судебных приставов по Петербургу (УФССП) Владимир Гольцмер, эта практика ни в коем случае не должна считаться карательной: "Сами должники относятся к этой идее по-разному. Злостные неплательщики, те, которые считают, что отдавать кому-либо свои деньги или соблюдать налоговое законодательство -- это утопия, недовольны и считают, что такие меры носят репрессивный характер. А для других, которые просто были какое-то время некредитоспособны, которые забыли про свои долги или им не хватает времени их оплатить, это услуга. Такие неплательщики, наоборот, с радостью оплачивают долги и едут себе дальше, радуясь, что не надо специально ехать в банк".

Кстати, именно для первой категории должников предусмотрена группа специального реагирования. По словам Владимира Гольцмера, злостные неплательщики и должники очень часто бывают агрессивными, иногда даже нападают на приставов. А спецгруппа будет гарантом безопасности сотрудников УФССП и налоговой инспекции.

Смущает один нюанс: если автомобилем управляет гражданин, купивший машину по доверенности, приставы не будут разбираться, кто настоящий хозяин. Потому что имеют право арестовать и такую машину. А ни в чем не повинному водителю придется связываться с продавцом и требовать, чтобы тот вытащил машину со штрафстоянки.

Пять «Газелей» судебных приставов обошлись городу в 2,5 млн руб. Но в перспективе такие машины должны появиться в каждом районе Петербурга. И приставы надеются, что эти затраты окупятся. Ведь только за первые два дня работы системы "Поток-Д" было найдено около 2 тыс. должников.

Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург