|
|
N°63, 10 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золотая яма
Строителей ВСМ заменили следователями
Генпрокуратура вчера объявила о возбуждении уголовного дела по итогам проверки деятельности РАО «Высокоскоростная магистраль» (ВСМ) -- проекта, созданного в свое время для строительства новой железной дороги Москва--Петербург. Пока в деле нет обвиняемых, да и вскрытые нарушения следователи квалифицировали мягко -- как использование государственного целевого кредита не по прямому назначению (ст. 176-2 УК РФ). Но, учитывая масштабы эпопеи, возможно, это лишь начало.
С впечатляющим, но единственным объектом, оставшимся в наследие от ВСМ, может ознакомиться любой путник, прибывающий в Петербург на Московский вокзал. Речь идет о грандиозном котловане между железнодорожными путями и Лиговским проспектом, который помимо своих размеров поражает еще и стоимостью. Без сомнения, это самая дорогая яма в мире: в нее было закопано, по разным оценкам, от 65 до 76 млн долларов.
На сооружение котлованов РАО переориентировалось во второй половине 1990-х годов, когда экспертная оценка «нечаянно» выяснила, что строительство 1 км ВСМ без инфраструктуры обойдется в 5 млн долларов. Цена билетов на скоростной поезд вырисовывалась такая, что все потенциальные пассажиры купили бы личные самолеты.
В 1998 году британские банки Credit Agricole Indosuez и SBC Warburg, предоставили РАО «ВСМ» кредит в 200 млн долларов на 15 лет под 5% годовых. Разумеется, не для раскопок исторической части города, а для строительства транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) рядом с Московским вокзалом и для реконструкции самого вокзала. Кредит был прогарантирован Минфином РФ.
Здесь, правда, вышла неувязка. Минфин потребовал от администрации Санкт-Петербурга субгарантий. Губернатор Яковлев договор поручительства подписал, но его не утвердили депутаты города. Один из них, ветеран борьбы с ВСМ Михаил Амосов, вчера заявил, что ему еще в середине 1990-х годов было понятно, что проект -- обычная "панама", цель которой -- обогащение "ряда лиц".
Но не успели прийти британские деньги, как грянул кризис 1998 года. Компания прекратила выплаты по собственному облигационному займу, выпущенному в 1996 году на 1 млрд рублей. Сейчас с кредиторами расплачивается Минфин. Затем РАО приостановило обслуживание британского кредита, а в 2000 году -- заморозило строительство ТКЦ. Именно это и легко в основу претензий Генпрокуратуры: она справедливо констатирует, что РАО тратило деньги только на строительство ТКЦ. А в реконструкцию Московского вокзала не вложено ни копейки. И сейчас вокзал ремонтирует за свой счет Октябрьская железная дорога -- кстати, акционер ВСМ.
Губернатор Яковлев любит попенять железнодорожникам на то, что они жалеют денег на приведение в порядок вокзалов к 300-летию Петербурга. О том, что это должна была делать как раз ВСМ, градоначальник умалчивает. Ему и так пришлось выдержать поединок с Минфином, который два года пытался взыскать с Петербурга те самые 65--76 млн долларов, что ВСМ успела получить от банков. Лишь осенью 2001 года Минфин отказался от требований, размер которых равен одной пятидесятой части бюджета Петербурга.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург