Власти КНДР исполнили вчера свою угрозу ввести ограничение на перемещение людей и грузов через демилитаризованную зону, разделяющую два корейских государства. Некоторые зарубежные аналитики пытались объяснить стремление ограничить контакты с южным соседом внутриполитическими мотивами, прежде всего
плохим состоянием здоровья лидера страны Ким Чен Ира. По данным американской и южнокорейской разведок, в августе и октябре он якобы перенес два инсульта, вызвавших частичный паралич. Однако накануне северокорейские СМИ без указания места и времени опубликовали жизнеутверждающие фотографии 66-летнего вождя. На снимках Ким двумя поднятыми руками приветствует военных и призывает их быть бдительными «перед лицом вражеской агрессии». Официально ужесточение режима на границе Пхеньян объяснил необходимостью ответить на проводимую Сеулом «безрассудную политику конфронтации, превысившую допустимый уровень опасности».
Напомним, что 12 ноября командование армией КНДР обещало полностью перекрыть все наземные переходы. Пока что дело ограничилось прекращением железнодорожного сообщения. Эта мера лишь частично повлияет на работу совместной индустриальной зоны в приграничном северокорейском городе Кэсон, являющейся символом сотрудничества Севера и Юга. Дело в том, что южнокорейские фирмы везут туда сырье и забирают оттуда готовую продукцию в основном не в железнодорожных вагонах, а на грузовиках. Теперь пропуск автомашин снизится с 200 до 150 единиц в сутки.
В Кэсоне на 88 южнокорейских предприятиях работает до 35 тыс. рабочих-северян, которые приносят своей стране доходы, исчисляемые десятками миллионов долларов в год. Пхеньян потребовал сократить южнокорейский персонал с 1,7 тыс. человек до 880, при этом уведомления, рассылавшиеся конкретным фирмам, коснулись лишь рабочих и управленцев низшего звена. «Высшие менеджеры остаются», -- сообщило южнокорейское министерство по делам объединения страны. Однако их ротация будет затруднена, так как теперь въезд в КНДР будет ежедневно разрешен не 500, а 250 южанам. Министр по делам объединения Ким Ха Чжун выразил надежду, что экономически выгодные для КНДР совместные проекты свернуты не будут, предложив Пхеньяну возобновить диалог.
Но ответа не последовало. КНДР обвиняет лично президента Южной Кореи Ли Мен Бака в нарушении достигнутых его предшественниками с Ким Чен Иром на межкорейских саммитах 2000 и 2007 годов договоренностей о недопустимости взаимных нападок и предоставлении Югом помощи Северу «без предварительных условий». Ли Мен Бак, по мнению Пхеньяна, мог бы воспрепятствовать запуску правозащитниками в сторону КНДР воздушных шаров с агитационными листовками, не попрекать Север ситуацией с правами человека и не обусловливать помощь отказом от ядерного оружия. Нынешний курс Сеула северокорейская официальная газета «Нодон синмун» назвала «предательством и диктатом», подчеркнув, что «судьба межкорейских отношений полностью зависит от позиции южнокорейской стороны».