На прошедших в Румынии в воскресенье парламентских выборах Социал-демократическая партия (СДП) и пропрезидентская Либерально-демократическая партия (ЛДП) набрали примерно по трети голосов. Это стало ясно по итогам подсчета бюллетеней на 99% избирательных участков. Официальные предварительные результаты заметно отличаются от экзит-пола, указывавшего на лидерство СДП с отрывом в 5%. В реальности разрыв оказался куда меньше -- 33,6% у СДП против 33% у ЛДП.
На третьем месте стоит правящая Национал-либеральная партия (НЛП) с 18,7%. В парламент прошла, как обычно, еще одна партия -- Демократический союз венгров Румынии. А вот ее вечный антагонист -- партия «Великая Румыния», которая объединила сторонников национализма, коммунизма и поклонников лидера времен социализма Николае Чаушеску, впервые за 18 лет осталась за бортом, не преодолев 5-процентный барьер. Некоторые эксперты видят в этом признак политического взросления румынского общества.
Самой большой неожиданностью
парламентских выборов стала слабая явка избирателей -- меньше 40%. Это объясняют, во-первых, новым положением закона о выборах, который разрешает голосовать только по месту жительства. Во-вторых, от 2 до 3 млн румын уехали на заработки за границу, в основном в Италию и Испанию, где они могут голосовать лишь в консульствах. В Кишиневе почти из 100 тыс. человек, получивших румынское гражданство, к урнам явилось лишь 2,3 тысячи.
Низкая активность стала также показателем недовольства народа политической элитой. В Яссах двое избирателей испортили бюллетени, чтобы внести в список кандидатов имя нового президента США Барака Обамы, а также Влада Цепеша -- сурового валашского воеводы, каленым железом выжигавшего коррупцию и ставшего потом прообразом Дракулы.
Несмотря на уже заметное дыхание экономического кризиса, в целом на выборах в Румынии победили правые силы -- либерал-демократы, либералы и придерживающаяся либеральной линии венгерская партия. Однако создать парламентское большинство в таком составе будет крайне проблематично после того, как либерал-демократы и либералы рассорились, а их альянс, имевший успех на прошлых выборах, распался. Тогда либералы, оставшиеся в правительстве с венгерской партией, сохранили власть лишь благодаря неофициальной поддержке социал-демократов, готовых насолить президенту Траяну Бэсеску и преданной ему ЛДП любой ценой. Именно поэтому нельзя исключать союз СДП с либералами. Главную роль будет играть со своими 18% НЛП -- только ее выбор определит судьбу парламентского большинства, а значит, и кандидатуру премьер-министра.
Вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» румынские политические аналитики не исключали ни одного из вариантов коалиции. Политолог и публицист Кристан Тудор Попеску полагает, что уже начались переговоры «всех со всеми». Президент Траян Бэсеску еще до выборов твердо обещал, что ни Мирча Джоанэ (лидер СДП), ни Кэлин Попеску-Тэричану (нынешний премьер, лидер НЛП) не будут премьерами. Он предпочел бы Теодора Столожана -- кандидатуру своих подопечных либерал-демократов. Но он понимает, что в этом случае социал-демократы и либералы встанут стеной, лишь бы этого не допустить.
Поэтому возможно два пути выхода из тупика. Первый вариант -- либералы соглашаются на альянс с либерал-демократами при условии, что Тэричану сохранит пост премьера. Именно такой сценарий назвал в беседе с «ВН» наиболее вероятным политолог Василе Симиляну. Второй вариант -- президент предложит нейтральную фигуру, например своего протеже Михая Рэзвана Унгуряну, экс-министра иностранных дел, а ныне главу одной из спецслужб.
Но интрига на этом не завершается. Ожидается, что экономический кризис в Румынии обострится в будущем году. Новому правительству придется принимать непопулярные меры, навлекая на себя народный гнев. Кем тогда пожертвует президент, который по конституции может три раза предлагать парламенту кандидатуру главы кабинета министров? С другой стороны, все понимают, что во время кризиса правительство должно быть сильным и устойчивым, чтобы справиться с трудностями.