Показания террориста из числа тех, кто
26 ноября напал на финансовую столицу Индии город Мумбаи, подвигли Индию и Пакистан к грани конфликта. Подозрения Дели насчет «пакистанского следа» укрепились после того, как 21-летний боевик Азам Амир Касаб сообщил следствию, что является уроженцем города Фаридкот провинции Пенджаб на юге Пакистана. Вчера индийский премьер Манмохан Сингх провел встречу лидеров ведущих политических партий страны для совместной оценки положения с обеспечением национальной безопасности. На этом настаивала и оппозиция, не удовлетворившаяся поданным главой МВД Шивраджем Патилом прошением об отставке.
Правительство штата Махараштра, центром которого является Мумбаи, объявило, что имевшегося у террористов количества стволов и взрывчатки должно было хватить на убийство 5 тыс. человек. Сразу после откровений боевика Касаба, оказавшегося единственным выжившим террористом, пакистанский президент Асиф Али Зардари выступил по индийскому телевидению. Он предостерег власти соседней страны от поспешных выводов и предложил полное содействие индийскому следствию: «Если появятся любые доказательства причастности к делу частного лица или группировки из моей страны, я немедленно приму меры, о которых узнают во всем мире». Глава МИД Пакистана Шах Мехмуд Куреши заявил, что две страны «противостоят одному врагу и должны объединить усилия, чтобы одержать победу». В Индию для обмена информацией направлен шеф пакистанской разведки Ахмед Шуджа Паша.
Тем не менее в ответ на наращивание индийских войск на пакистано-индийской границе командование пакистанской армией привело в боеготовность сухопутные войска, военно-воздушные силы и сообщило, что «при необходимости» в приграничные с Индией районы может быть стянута 100-тысячная группировка. Как считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Георгий Мирский, террористы как раз и пытались нанести удар по обеим соседним ядерным державам, ставя целью «дестабилизацию Индии, свержение светского правительства Пакистана и предотвращение улучшения отношений между ними».
Ответственность за нападение взяла на себя ранее неизвестная группировка «Деканские моджахеды» (плоскогорье Декан занимает южную часть полуострова Индостан). Трагедия Мумбаи длилась 59 часов и закончилась к утру 29 ноября ликвидацией боевиков и освобождением заложников в отеле «Тадж-Махал». Днем ранее такая же операция завершилась в отеле «Оберой-Трайдент». В иудейском религиозно-образовательном центре «Шабад Любавич» двое боевиков, прежде чем спецназу удалось их убить, застрелили всех восьмерых заложников, включая главу центра раввина Габриэля Гольцберга и его жену Ривку.
Проникнув в Мумбаи, террористы в 11 самых людных местах города более часа стреляли по всем подряд. В списке погибших невинных жертв, по последним данным, 174 человека, в том числе пять американцев, три немца, два австралийца, два канадца, два француза. Убиты граждане Великобритании, Италии, Кипра, Таиланда, Сингапура и Японии. Ранено до 240 человек, многие тяжело.
Уничтожено девять террористов, но в перестрелках погибли 20 стражей правопорядка, в том числе начальник антитеррористического отдела полиции Мумбаи Хемант Каркаре, которого вместе с пятью его сотрудниками два бандита расстреляли в полицейском автобусе. Седьмой, констебль Арун Джадхав, выжил и, несмотря на тяжелые ранения, сделал все, чтобы преступников перехватили. В госпитале он рассказал, что один из боевиков, позже убитый, говорил на хинди с североиндийским акцентом. Вторым был Касаб. По его словам, «в акции участвовали 10--12 боевиков». На начальном ее этапе, судя по свидетельствам очевидцев, они действовали попарно. Еще Касаб показал, что заказчиком нападения на иудеев был якобы Дауд Ибрагим, бывший главарь преступного мира Мумбаи, в 1990-х годах контролировавший рынок азартных игр, проституции и наркоторговли в городе, а затем бежавший в Пакистан.
«Россияне и граждане стран СНГ в ходе терактов не пострадали», -- сообщил «Времени новостей» сотрудник генконсульства России в Мумбаи Евгений Иващенко. На родину отправлены 22 соотечественника, в том числе специалисты «Рособоронэкспорта» и два экипажа лайнеров «Аэрофлота». Дипломат подчеркнул, что проживавшие в подвергшихся атаке боевиков отелях россияне «не были ни в заложниках, ни в контакте с террористами».
В генконсульстве, по словам собеседника "Времени новостей", создали «круглосуточно действовавший антикризисный штаб, который находился на постоянной связи с антикризисным штабом индийских силовиков». К подвергшимся атаке отелям были направлены российские дипломаты, «помогшие эвакуировать наших людей». Евгений Иващенко также рассказал, что "двум бортпроводницам в «Оберой-Трайдент» посоветовали забаррикадироваться в номерах, ободряли их звонками, эсэмэсками и поддерживали морально. Теперь они уже в Москве».