|
|
N°223, 02 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Новая рождественская сказка
Credo-квартет исполнил в Кембридже два новых опуса современных композиторов
Один из старейших британских университетов -- Кембриджский -- отмечает в этом году свое восьмисотлетие. Официальные празднества начнутся через неделю, но кембриджские сообщества уже приступили к поздравлениям. Например, Русское общество Кембриджского университета, основанное еще в двадцатые годы прошлого века Владимиром Набоковым, пригласило российский фортепианный Credo-квартет, чтобы исполнить две мировые премьеры -- британского композитора Криса Виллиса, работающего в Голливуде, и нашего соотечественника Павла Карманова.
Credo-квартет -- редчайший тип постоянно действующего инструментального состава: руководитель квартета Ася Соршнева (скрипка), Дарья Филиппенко (альт), Антон Павловский (виолончель) и Наталия Злобина (фортепиано), ведь обычно исполнения фортепианных квартетов предпринимаются ансамблем солистов, собравшихся ради конкретного выступления, или струнным квартетом с приглашенным пианистом.
Партитур, специально написанных для фортепианного квартета, в мировом музыкальном фонде не так уж много. На этот раз сердцевиной праздничного концерта стали произведения Виллиса и Карманова, заказанные для выступления в кембриджском колледже Э. Гонвилла и Дж. Кайюса. Виллис написал короткую композицию «Аэро Театр», в основу которой легли знаменитые мелодии и мотивы американского кинематографа сороковых. Совершенно удивительно они звучат в переложении для четырех инструментов. Особенно красиво лиричное соло скрипки, подаренное композитором Асе Соршневой. Голливудское направление карьера Виллиса приобрела недавно: его изыскания в области музыки XVIII века оказались востребованы, когда другой питомец Кембриджа -- Руперт Грегсон-Уильямс предложил ему написать несколько саундтреков для фильмов, над которыми работал как основной композитор. Совместная работа над музыкой к фильмам «Не шутите с Зоханом» и «Би муви: медовый заговор» принесла первый успех, и теперь Виллис занят в Голливуде постоянно. Вернуться к академической традиции, то есть писать для живых инструментов, и быть услышанным в стенах родного университета для Виллиса было подарком. Когда исполняются произведения кембриджцев (а Виллис как раз оканчивал здешний университет), местный зритель бывает и строг, и трепетен.
Наш композитор-минималист Павел Карманов сочинил «Рождественскую музыку для фортепианного квартета» и прилетел в Кембридж, чтобы услышать премьеру своего опуса. Отличный композитор, которым написано много серьезной музыки, сегодня практически не востребован вне сферы кино и рекламы. Он готов написать хоть симфонию, хоть мессу, но нужен заказ, так что инициатива руководителя ансамбля Аси Соршневой пришлась очень кстати.
Что было особо ценным в выступлении квартета для англичан? Несомненно, сам Карманов, который выступил здесь барометром состояния российской музыки. В Британии до сих пор не пропала страсть к родной музыке, и едва ли не каждый день современным композитором пишется новая партитура. Такая музыка звучит и заставкой к сериалам BBC, и в мюзиклах по английской классике, да и просто в концертных залах на специализированных концертах. То, что написал Карманов, а музыканты виртуозно исполнили, напоминает нечто подобное, только на русской почве. Создалась красивая иллюзия, что у нас действительно слушают новую академическую музыку, и композиторы, работающие и с классикой в том числе, активно творят. Несомненный интерес вызвали сами молодые солисты-виртуозы, выпускники Московской консерватории. Две мировые премьеры за раз -- это много, даже для Англии. Меня несколько смущает постмодернистский настрой современной музыки -- узнаваемы мелодии и приемы, но энергия интерпретаторов неиссякаема. И как в сотый раз мы идем на «Спящую красавицу» Петипа, потому что ждем новую Аврору и нового Дезире, так же нам хочется услышать старое, сказанное по-новому.
С обновленной благодаря двум премьерам программой Credo-квартет возвращается на родину. Эта английская поездка -- а кроме Кембриджа квартет выступил еще в двух престижных залах в Лондоне и Оксфорде -- была серьезной ставкой на повышение. В ближайшее время премьеры Виллиса и Карманова будут сыграны в Москве, а потом музыканты отправятся в турне по городам России -- не пропустите.
Екатерина БЕЛЯЕВА, Кембридж--Москва