|
|
N°222, 01 декабря 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скидка последней надежды
Активность американских покупателей в первый день распродаж обрадовала экономистов
Потребитель в обывателе умирает последним. В минувшую пятницу простые американцы вплотную занялись реализацией собственной антикризисной программы. В США сразу после национального праздника -- Дня благодарения, отмечаемого в последний четверг ноября, начались традиционные предрождественские распродажи. Ритейлоры, испытывающие во всем мире дефицит оборотных средств, в этом году предложили скидки больше обычного -- в некоторых магазинах еще накануне появились объявления о том, что дисконт составит 60, а то и все 75%. Поэтому неудивительно, что в ночь на «черную пятницу», как именуют первый день распродаж, у дверей многих американских торговых центров стали собираться толпы покупателей. А открытие дверей столь же традиционно сопровождалось появлением первых жертв -- как сообщает Associated Press, в супермаркете знаменитой сети Wal-Mart в пригороде Нью-Йорка Лонг-Айленде толпа затоптала служащего, неосторожно оказавшегося на пути ведомых потребительским инстинктом соотечественников.
Несмотря на драки, толчею, разгром дверей и смертоубийство (а информационные агентства сообщали также о том, что двое покупателей, не поделивших последнюю дешевую игрушку, взялись за оружие в одном из городков Калифорнии), американские экономисты выражают удовлетворение предварительной статистикой «черной пятницы». Как сообщает Bloomberg со ссылкой на исследовательскую компанию ShopperTrak, объем продаж в этот день составил 10,6 млрд долл. Это означает, что американцы своим трудовым долларом опровергли прогнозы аналитиков, предрекавших падение покупательской активности в связи с ростом безработицы и общемировой финансовой нестабильностью. Но выручка ритейлоров выросла по сравнению с прошлым годом на 3%. Сам по себе такой показатель роста не впечатляет, он почти втрое меньше прошлогоднего, но ведь эксперты еще накануне предсказывали снижение продаж на 6--8%. Особенно на фоне провала в октябре, когда американские покупатели были столь же пассивны, как и осенью 2001-го, после террористических акций во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке и в Вашингтоне.
Совладелец ShopperTrak Билл Мартин заявил в интервью AP, что желание и готовность американцев тратить больше, чем от них ожидали, особенно удивляет в сегодняшних обстоятельствах и на фоне тех действительно «черных» новостей, которые предшествовали началу сезона рождественских распродаж. Эксперты отмечают также, что в числе товаров, которые пользовались повышенным спросом в «черную пятницу», осталась и довольно дорогая бытовая техника -- в частности широкопанельные телевизоры. Это, считают они, свидетельствует скорее о том, что прогнозы по поводу неминуемого в условиях рецессии снижения покупательской активности были излишне пессимистичными.
Но и перестраиваться на рельсы оптимизма, отталкиваясь всего лишь от суммы дневной выручки американских супермаркетов, пусть даже это выручка «черной пятницы», экономисты не спешат. Тем более что аналитики ShopperTrak, компании, получающей данные с 50 тыс. торговых точек в США, предсказывают, что количество покупателей, готовых сегодня окунуться в волну рождественских распродаж, все же будет почти на 10% ниже прошлогоднего.
Федор СЕРЕБРЯНСКИЙ