Время новостей
     N°63, 10 апреля 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2002
Сор из избы
Битва за право быть главным контролером стала публичной
Подковерная борьба за право стать первым в системе финансового контроля, которую уже не первый месяц ведут Счетная палата и Минфин, вчера приняла публичный характер. Этому поспособствовал Совет Федерации, по чьей инициативе прошла научно-практическая конференция «Единая концепция государственного финансового контроля в Российской Федерации».

То, что сенат организовал конференцию, неудивительно: амбиции Сергея Степашина, давно лелеющего мечту о расширении полномочий своего ведомства, нашли понимание у нового спикера СФ Сергея Миронова. Сближение политиков немедленно дало практические результаты, и недавно сенат внес в Думу законопроект о поправках к закону о Счетной палате, которые превращают СП в могущественнейший орган, обладающий информацией практически обо всех и вся. И хотя реакция правительства и лично Михаила Касьянова на этот законопроект была резко отрицательной, можно все же предположить, что в Думу он попадет.

С планами СП о расширении своих полномочий тесно связана другая проблема -- создание единой концепции финансового контроля, которая должна стать основой для будущего закона. Однако на свет родились сразу два проекта концепции, причем диаметрально отличающиеся друг от друга, так что считать ее единой пока явно преждевременно.

В этих условиях СФ и его вице-спикер Валерий Горегляд (непосредственный инициатор проведения конференции) решили сделать обсуждение вопроса о финансовом контроле публичным. Поэтому неудивительно, что глава департамента госфинконтроля Минфина Александр Ахполов, представлявший в СФ позицию своего ведомства, оказался в буквальном смысле слова во враждебном окружении. Уязвимость его позиции усугублялась тем, что представленная Минфином концепция финансового контроля предлагает не создавать что-то новое, а лишь совершенствовать и развивать имеющееся. Разумеется, в планах Минфина ведущая роль как во внешнем, так и во внутреннем (внутриведомственном) контроле остается за этим ведомством. Сторонникам революционного пути идеи Счетной палаты понравятся больше, поскольку СП предлагает кардинальным образом изменить всю существующую сейчас систему контроля, перераспределив функции между ведомствами в свою пользу, отведя себе роль высшего контрольного органа.

В своем докладе г-н Ахполов назвал предлагаемый Счетной палатой путь бесперспективным, поскольку он предполагает доминирование законодательных органов власти в ущерб исполнительным. Более того, г-н Ахполов уверен: если и создавать некий высший орган контроля, то делать это надо только в системе исполнительной власти. Впрочем, он тотчас оговорился, что это не актуально, и пока еще неизвестно, когда жизнь этого потребует. Г-н Ахполов предложил искать правовые пути решения проблемы финансового контроля и заявил, что необходимо практически с нуля воссоздавать систему внутриведомственного контроля, налаживать взаимодействие между контролирующими органами, разрабатывать механизм возврата похищенных бюджетных средств, создавать критерии определения финансовых нарушений. То есть, по сути, совершенствоваться в рамках имеющегося.

Счетная палата в лице ее представителя, начальника аналитического управления Галины Анисимовой, взывала к мировому опыту. Как заявила г-жа Анисимова, в рыночных экономиках Запада ключевая роль в финансовом контроле отводится законодательным органам, осуществляющим эти функции через специально созданные государственные институты. Как может исполнительная власть, распределяющая и получающая бюджетные средства, проконтролировать сама себя, задалась вопросом г-жа Анисимова. Исполнительная власть, по ее мнению, может заниматься только внутренним контролем, и здесь главная роль принадлежит, конечно, Минфину. Внешним же контролем, в том числе и исполнительной власти, займется приросшая полномочиями и правами СП, считает г-жа Анисимова.

Хотя выводы конференции, на которой симпатии большинства участников были на стороне Счетной палаты, скоротечных практических результатов иметь не будут, главный итог все же достигнут: джинн выпущен из бутылки, обсуждение системы финансового контроля и ее реформирования стало публичным. А это значит, что Минфину, если он хочет отстоять свои права на этом направлении, придется напрячь все ресурсы для отражения атак противной стороны.

Анна ФЕОФИЛАКТОВА