Президенты Азербайджана, Туркмении и Турции обсудят перспективы Транскаспийской трубы
Сегодня вечером в городе Туркменбаши на берегу Каспийского моря впервые в истории съедутся президенты Азербайджана, Туркмении и Турции. Хотя «общее дело», которое заставило лидеров трех стран собраться в бывшем советском Красноводске, ни одна из сторон открыто не называет, всем ясно, что речь пойдет
о перспективах строительства Транскаспийского газопровода. Официальные трехсторонние переговоры о сотрудничестве в энергетической сфере намечены на завтра, а гости из Баку и Анкары Ильхам Алиев и Абдулла Гюль, судя по всему, постараются убедить Гурбангулы Бердымухамедова дать, наконец, гарантии поставок газа в Европу транзитом через эти страны. Предсказать итоги встречи сейчас, конечно, мало кто возьмется. Слишком много политических и спекулятивных интересов переплелись вокруг газа из Каспийского региона. Гораздо больше, чем физических объемов голубого топлива и экономических расчетов по его извлечению, транспортировке и маркетингу.
Впрочем, ровно полтора года назад в том же самом месте другая «тройка» лидеров -- Бердымухамедов, Путин и Назарбаев -- даже
подписали декларацию о строительстве Прикаспийского газопровода. Однако никакого практического продвижения этот проект так и не получил. Несмотря на огромные политические усилия Москвы, дело ограничилось оформлением декларации в текст межправительственного соглашения в конце прошлого года. Поэтому даже появление в эти выходные каких-то совместных документов между Азербайджаном, Туркменией и Турцией не станет гарантией для реализации Транскаспия. Тем более что предполагаемая ресурсная база для заполнения обоих газопроводов -- это практически неразведанные месторождения в туркменской части шельфа Каспийского моря (не говоря уже о том, что пока Ашхабад не имеет договоров о разграничении дна с соседями в лице Казахстана, Ирана и Азербайджана).
Совместная декларация о намерениях или официальные заявления о развитии сотрудничества в сфере поставок газа, если таковые будут представлены в Туркменбаши, станут логичным промежуточным итогом активизации Еврокомиссии и Соединенных Штатов в продвижении «Южного газового коридора» и шагов навстречу со стороны властей Туркмении, Азербайджана и Турции. Так, в конце сентября на 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке министр иностранных дел Туркмении Рашид Мередов озвучил инициативу президента Бердымухамедова о принятии специальных документов,
гарантирующих безопасность международных трубопроводов. А уже в конце октября документ был вынесен на обсуждение комитета международной организации. При этом желание стать соавторами туркменской инициативы выразили Турция, Австрия (является инициатором и конечной точкой Nabucco), Афганистан и Пакистан (которые рассматривают возможность строительства Трансафганского газопровода из Туркмении), а также все государства СНГ, кроме России и Молдавии.
В промежутке между этими событиями представитель британской аудиторской компании Gaffney, Cline & Associates на заседании правительства Туркмении презентовал оценку запасов двух месторождений «Южная Йолотань/Осман» и «Яшлар». Согласно заключению этой фирмы, сделанному по заказу «Туркменгеологии», оптимальные запасы по классификации gas in place (газ в месторождении) для «Южной Йолотани/Осман» составляют 6 трлн кубометров, а для "Яшлара" -- 600 млрд кубометров. Публикация этих данных европейцев воодушевила еще больше. В начале ноября еврокомиссар по энергетике отправился в Баку и Анкару, в тур, который он сам назвал «в поддержку Nabucco». Как уже писала газета «Время новостей», там он презентовал идею Брюсселя создать специальную компанию Caspian Development Company, которая займется проектом организации поставок туркменского газа через Азербайджан в Турцию и далее по Nabucco в Европу. Чуть позже это предложение было включено в «Стратегический энергетический обзор», опубликованный Еврокомиссией. А министр энергетики США Сэмюель Бодман, приехав на энергетическую конференцию в Баку, заявил, что всецело поддерживает Транскаспийский проект и предлагает воспользоваться услугами американских специалистов и консультантов.
Апогеем активности стал четырехдневный визит огромной туркменской делегации (около 140 человек) во главе с Бердымухамедовым в Германию и Австрию. Как стало известно после переговоров в Вене, Туркмения и Австрия готовят межправительственное соглашение о взаимной защите инвестиций, что может открыть дорогу для европейских компаний к работе в туркменском газовом комплексе (где есть проблемы с вложениями в развитие добычи и инфраструктуры). Перед встречей в Туркменбаши
Ильхам Алиев успел съездить в Турцию, где говорил в том числе о транзите газа, и Италию, которая также претендует на импорт азербайджанского голубого топлива. А министр энергетики Азербайджана Натиг Алиев посетил в начале недели Вену, где также обсуждал перспективы вовлечения Туркмении в совместные газовые проекты.
Но до появления конкретных добычных проектов говорить о реальном прогрессе в создании маршрута экспорта туркменского газа в Европу в обход России преждевременно. По существу работа здесь даже не начиналась, а проблемных точек неимоверно много, начиная от согласования интересов и возможностей поставщиков, транзитеров и потребителей и заканчивая техническими проблемами укладки трубы через неразделенный Каспий, расширения газопроводной системы Баку--Тбилиси--Эрзерум (сейчас она рассчитана на 20 млрд кубометров, из которых около четверти уже загружено, а Nabucco собирают проектировать исходя из поставок 30 млрд кубометров в год).
Впрочем, у г-на Бердымухамедова есть и более спекулятивные интересы. А именно создание выгодной переговорной платформы перед визитом главы «Газпрома» Алексея Миллера, которому в декабре еще предстоит очень непростой вояж в Ашхабад (и, скорее всего, далеко не один). Нужно отдать должное туркменским властям, они умело подводят пик внешнеполитической активности потенциальных претендентов на газовые ресурсы к моменту решающих переговоров с российским «Газпромом» о цене и объемах поставок газа в следующем году. При том, что альтернативных вариантов экспорта у Ашхабада до сих пор нет (мизерные поставки в Иран не в счет), туркменский газ исправно дорожал с 44 долл. за тысячу кубометров в 2005 году до 150 долл. во второй половине 2008-го.
Конкретных договоренностей с Туркменией на 2009 год «Газпром» до сих пор не имеет, хотя успел согласиться на переход с 1 января
на цены, привязанные к европейскому рынку. Правда, принципиально перейти на формулу цены стороны договаривались еще весной-летом, когда нефтяные цены били рекорды дороговизны, что сулило высокие цены на газ. После обвала на нефтяном рынке в следующем году экспортные цены на газ в Европе будут тоже весьма скромными. А это значит, что Ашхабад может и передумать переходить на европейскую формулу. Более того, весьма вероятно, что при стабилизации цены нефти на уровне 50 долл. за баррель «Газпром» не сможет без убытков для себя перепродавать туркменский газ даже при сохранении текущей закупочной цены (150 долл. за тысячу кубометров).