Министерство экономического развития готово отчитаться по некоторым пунктам реализации правительственного плана оздоровления экономики. Как рассказала вчера статс-секретарь и замминистра экономического развития Анна Попова, ведомство уже подготовило и внесло в Госдуму часть необходимых законопроектов во исполнение поручений, данных премьер-министром. Эти поручения касаются
реализации 55 пунктов плана по оздоровлению экономики. МЭР так и пишет в пояснительных записках к проектам законов: «в рамках пункта 2 плана действий», «в соответствии с пунктом 4». Впрочем, как признались вчера чиновники, большинство законодательных новаций были разработаны уже давно, но лишь кризис помог им увидеть свет.
Часть нововведений уже рассмотрена в первом чтении Госдумой, часть предложат на рассмотрение депутатам в ближайшее время. «Законодательные инициативы давно разработаны, кризис заставил нас более интенсивно принимать их», -- заявила г-жа Попова. Замминистра выделила основные законодательные новации, среди которых изменения в законодательные акты по реорганизации коммерческих организаций, по банкротству небанковских финансовых организаций, по совершенствованию залоговых правоотношений, по развитию факторинговой деятельности. Для простых граждан самыми интересными станут изменения в порядок инвестирования средств «молчунов» государственной управляющей компанией.
На прошлой неделе Госдума в первом чтении уже приняла законопроект, упрощающий процедуру реорганизации коммерческих организаций. В нем, в частности, предусмотрена отмена возможности кредиторов по безусловному требованию досрочного исполнения обязательств при реорганизации компании. Вместо этого вводится механизм защиты прав кредиторов: они должны будут обосновать, что реорганизация ухудшает их положение, и только в этом случае будут иметь право требования досрочного погашения обязательств. Эти же поправки узаконят слияние двух организаций разных организационно-правовых форм (например, ОАО и ЗАО) в один этап. По действующему законодательству это происходит в два этапа: сначала компании должны быть приведены в одну организационно-правовую форму и лишь затем могут объединяться.
До конца 2008 года, как надеются в министерстве, депутаты одобрят и законопроект о совершенствовании механизмов регулирования несостоятельности небанковских финансовых организаций. Он понадобился для ликвидации пробелов в существующем законодательстве о банкротствах, которое не учитывает специфику, например, страховых компаний. Новации позволят, в частности, вводить упрощенную процедуру передачи страхового портфеля, то есть производить смену страховщика без приостановки выплат.
На следующей неделе Госдуме предстоит в первом чтении рассмотреть изменения в процедуру банкротства, связанные с урегулированием залоговых правоотношений. Законопроект упорядочит обособление залогового обеспечения из общей конкурсной массы и установит нормативы для выделения части залога на финансирование текущих расходов: не более 20% залогового обеспечения для банковских залогов и не более 30% -- для других залогов.
А поправки в Гражданский кодекс, отменяющие лицензирование факторинговой деятельности, будут рассмотрены федеральным собранием уже во втором чтении. Причем их первое чтение состоялось еще в 2006 году, после чего законопроект был отложен в дальний ящик. Но отмена лицензирования вошла в план действий правительства по поддержанию финансового рынка. Поэтому теперь Госдуме, видимо, придется ускорить принятие поправок.
Долгожданным является и законопроект о расширении перечня ценных бумаг, в которые можно будет инвестировать пенсионные средства «молчунов». Как известно, ВЭБ как государственная управляющая компания уже давно добивается принятия соответствующего законопроекта. «Мы ставим вопрос о расширении инвестиционной декларации и возможности дифференциации инструментов, в которые мы могли бы вкладывать средства «молчунов», -- заявлял весной нынешнего года глава ВЭБа Владимир Дмитриев.
До последнего времени средства, доверенные гражданами для приумножения Внешэкономбанку, могли быть направлены в гособлигации. В прошлом году список разрешенных инструментов был расширен за счет ипотечных ценных бумаг, гарантированных государством, но качественно это ситуацию не изменило.
Нынешние изменения позволят инвестировать эти средства также в российские корпоративные облигации с высоким рейтингом, ценные бумаги субъектов федерации с высоким рейтингом и депозиты банков (как рублевые, так и валютные) с соответствующим рейтингом. Разрешение распространится также на ипотечные и инфраструктурные облигации. Требования к уровню рейтингов компаний, в бумаги которых можно вкладывать пенсионные накопления "молчунов", Минфин разработает с учетом рейтингов иностранных и российских агентств.
При этом ВЭБ сможет направлять средства в два портфеля. По умолчанию -- в «либеральный» инвестиционный портфель с широким перечнем разрешенных объектов для инвестирования. Кроме того, при желании гражданин сможет выбрать для себя «консервативный» инвестпортфель, состоящий только из гособлигаций. «Планируем, что этот законопроект будет внесен в Госдуму в декабре и уже может быть рассмотрен в первом чтении в эту сессию. Во втором и третьем чтениях законопроект может быть одобрен в весеннюю сессию, и рассчитываем, что с марта 2009 года у граждан появится дополнительное право выбора», -- заявила г-жа Попова.
Кризис пока не "довел" правительство до того, чтобы ускорить принятие некогда обсуждавшихся мер по стимулированию перехода граждан из государственной управляющей компании в частные (в некоторых редакциях законопроекта переход был обязательным). Тем более что не все частные компании, вероятно, и переживут трудные времена. Но если принятые меры по оздоровлению экономики не помогут, то мы вполне можем увидеть реализацию многих проектов, еще недавно казавшихся невероятными.