В Испании продолжают кипеть страсти вокруг
возможной покупки ЛУКОЙЛом компании Repsol. Несмотря на то что официально в российской компании эту информацию не подтверждают, испанские элиты выступили резко против продажи блокпакета Repsol ЛУКОЙЛу. На вчерашнем заседании парламента премьер-министру страны Хосе Луису Родригесу Сапатеро даже пришлось пообещать оппозиции «защищать стратегические отрасли экономики», но пока, судя по всему, речь не идет даже о неформальном запрете продавать акции нефтяной компании ЛУКОЙЛу.
Еще в начале недели, когда в испанские СМИ только просочилась информация о переговорах ЛУКОЙЛа с некоторыми акционерами Repsol, министр внутренних дел страны Альфредо Перес Рубалькаба во время интервью радио Onda Cero заявил, что предпочел бы в качестве покупателей видеть «кого-нибудь другого, а не российский ЛУКОЙЛ». Причины своей неприязни к российской нефтяной компании он конкретизировать не стал. Хотя они на поверхности -- правительство находится под сильным прессом оппозиции, которая активно разыгрывает карту об энергетических захватчиках из России. Вчера именно лидер главной оппозиционной силы -- Народной партии -- Марьяно Рахой задал премьер-министру вопрос: «Какие меры собирается предпринять правительство в связи с возможным вхождением ЛУКОЙЛа в капитал Repsol с учетом важности этой операции для будущего стратегических отраслей испанской экономики?» «Защищать эти стратегические отрасли», -- цитирует ответ премьер-министра Интерфакс. Г-н Сапатеро добавил: «Правительство заинтересовано в том, чтобы Repsol оставалась испанской компанией, руководимой испанцами, однако оно намерено уважать самостоятельность и независимость этой частной компании в соответствии с нормами ЕС и рыночных отношений». Тем самым он дал понять, что государство не планирует осуществлять финансовые вливания для поддержки акционеров Repsol, на чем настаивают некоторые оппозиционные партии.
О продаже 20-процентной доли в Repsol в середине сентября объявила испанская строительная группа Sacyr Vallehermosa, у которой из-за разразившегося кризиса накопилось долгов на 19 млрд долл. Пакет предлагался многим потенциальным инвесторам, в том числе и российскому «Газпрому», который в Европе усилиями СМИ воспринимается не иначе как новое орудие Кремля. Заявление российского вице-премьера Александра Жукова о том, что российский госконцерн рассматривает возможность покупки 20% Repsol, вызвали истерику. Она стихла только после того, как представитель «Газпрома» пояснил, что купить действительно предлагали, но интереса это не вызвало.
Однако в последствии выяснилось, что на долю в Repsol всерьез претендует другая нефтегазовая компания из России -- ЛУКОЙЛ. Причем, по данным испанских СМИ, заинтересованность не ограничивается 20%, которые принадлежат Sacyr Vallehermosa, а простирается гораздо дальше. Российская компания ведет активные переговоры о приобретении примерно 9% акций Repsol у барселонской финансовой группы Caixa. Правда, в Caixa утверждают, что непременным условием продажи является наличие у ЛУКОЙЛа 20% акций Repsol (т.е. пакета, выставленного на торги группой Sacyr).
ЛУКОЙЛ якобы обсуждал с синдикатом банков во главе со Santander, Caja Madrid, Calyon, Сiti и банком La Caixa условия предоставления кредита на 5,157 млрд евро для покупки 20% акций Repsol по цене 27--28 евро за бумагу.
В самом ЛУКОЙЛе по-прежнему отказываются комментировать информацию о возможной сделке. «Думаю, что ЛУКОЙЛу будет сложно сейчас приобрести долю в Repsol. Российской компании еще предстоит оплатить покупку турецкой сети Akpet и доли в итальянском нефтеперерабатывающем комплексе ISAB, которая оценивается в 1,347 млрд евро», -- считает Валерий Нестеров из «Тройки-Диалога».
Правда, на прошлой неделе стало известно, что в борьбу за блокпакет Repsol вступила французская Total, которая выглядит серьезным конкурентом ЛУКОЙЛу. По некоторой информации, Total готов предложить за 20,1% акций около 10 млрд евро. Кроме того, французская компания обещает быть более лояльной и к испанским акционерам, которым обещана возможность более широкого контроля в административном совете.