Верховный суд (ВС) РФ вчера оставил без изменения приговор Сахалинского облсуда по делу начальника территориального отдела «Южно-Сахалинск» Федеральной погранслужбы генерал-майора
Виталия Гамова, погибшего в мае 2002 года в результате поджога его квартиры. Фигуранты дела -- Алексей Аникин, Сергей Малютин и Алексей Бритов -- ранее были
признаны виновными лишь в причинении смерти по неосторожности и получили по четыре года колонии общего режима. Таким образом, вчера приговор наконец вступил в законную силу.
Своим вердиктом ВС отклонил кассационную жалобу вдовы генерала и протест сахалинской прокуратуры, которые просили отменить прежний приговор и направить дело на новое расследование, полагая, что при его рассмотрении в облсуде были нарушены нормы УПК РФ. Как сообщил сахалинский прокурор Сергей Чинский, под нарушениями подразумеваются действия защиты обвиняемых, которая сообщила присяжным то, «о чем говорить нельзя», а именно «нелестно характеризовала погибшего генерала, что недопустимо».
По мнению г-на Чинского, именно эти заявления повлияли на вердикт присяжных, которые на предыдущих процессах отказались квалифицировать происшедшее как умышленное убийство генерала и покушение на членов его семьи, на чем настаивала прокуратура. Подсудимые в итоге были признаны виновными лишь по ст. 167-2 УК РФ (умышленное уничтожение имущества, совершенное из хулиганских побуждений, путем поджога, повлекшее по неосторожности смерть человека).
По материалам дела, ночью 21 мая 2002 года трое подсудимых бросили в окно южно-сахалинской квартиры г-на Гамова, расположенной на 2-м этаже дома №21 по улице Чехова, три 1,5-литровые бутылки с зажигательной смесью. Генерал с женой и 14-летним сыном выскочили из горящей квартиры, но затем супруги вернулись, чтобы попытаться спасти имущество. Выбраться из квартиры во второй раз Гамовы уже не смогли. Прибывшие пожарные нашли обоих в критическом состоянии. Генерал с супругой были доставлены в ожоговый центр японского города Саппоро. Виталий Гамов, получивший ожоги 95% кожного покрова, скончался 28 мая. Его жену Ларису врачам удалось спасти, но она, получив ожоги 90% кожного покрова, пришла в сознание только через месяц.
Следствие сразу же выдвинуло в качестве основной версию о связи покушения с работой г-на Гамова на посту начальника территориального отдела «Южно-Сахалинск» и замначальника Тихоокеанского регионального управления (ТОРУ) ФПС России. Предполагалось, что г-н Гамов стал жертвой одной из преступных группировок, занимавшихся незаконным ловом рыбы и морепродуктов, которым противостояли сахалинские пограничники. Попутно появились слухи, будто генерал, наоборот, покровительствовал одной группе браконьеров и их конкуренты и устроили расправу. Но проведенная прокуратурой проверка эту версию опровергла.
Обвиняемые в деле появились осенью 2005 года. Сначала был задержан Аникин, после чего сыщики вышли на его подельников. Малютина задержали 15 октября в Калининградской области, а Бритова взяли 12 ноября в Москве, где он работал костюмером на киностудии. Все трое были хорошо знакомы по учебе в Калининградском морском рыбопромышленном колледже.
Не отрицая своей причастности к преступлению, обвиняемые утверждали, что не собирались убивать генерала, а некие люди попросили их лишь попугать его. На суде они заявляли, что сначала думали поджечь дачу или машину, но их у г-на Гамова не было, и тогда преступники решили устроить небольшой пожар в его квартире.
В первый раз Бритова, Малютина и Аникина осудили в конце декабря 2006 года, приговорив каждого к четырем годам колонии и выплате семье генерала компенсации. Прокуратура обжаловала это решение и в конце ноября 2007 года смогла добиться отмены приговора. Дело было направлено на новое рассмотрение, которое началось в Сахалинском облсуде в феврале 2008 года. 25 апреля присяжные признали подсудимых виновными, но опять лишь в причинении смерти по неосторожности. Областной суд вновь приговорил всех троих к четырем годам колонии, при этом в возмещении материального и морального ущерба вдове генерала было отказано, так как она не предоставила суду необходимые расчеты. Прокуратура и г-жа Гамова вновь обратились в ВС, который на этот раз оставил решение Сахалинского суда в силе.
При этом Малютин был освобожден из-под стражи еще летом в зале суда, так как срок давности по данному преступлению для него истек 25 мая 2008 года. А Бритов и Аникин уже провели в заключении большую часть положенного срока и выйдут на свободу менее чем через год.
Заказчик убийства до сих пор не найден, хотя следствие в отношении него было выделено в отдельное производство. В 2002 году тогдашний глава МВД Борис Грызлов заявил, будто одним из заказчиков преступления был влиятельный в Приморье преступный авторитет Василий Наумов по прозвищу Якут. Сказано, причем, это было сразу после того, как Якут был застрелен неизвестными в южнокорейском Пусане. Но прокуратура эту версию не поддержала, и в уголовном деле предполагаемым заказчиком указан другой человек, имя которого, правда, не называлось.