Президент Афганистана Хамид Карзай потребовал представить «календарный план поэтапного вывода» коалиционных войск из страны. Это сенсационное заявление, как указывает со ссылкой на афганское телевидение информагентство «Афганистан.ру», он сделал 25 ноября в своей резиденции на встрече с прибывшей в Кабул делегацией Совбеза ООН. На встрече, проходившей в закрытом режиме, Карзай выглядел весьма решительным лидером. Он заявил: «Спустя семь лет после свержения режима талибов война с терроризмом все еще продолжается. Наш народ уже потерял надежду на будущее». «Международное сообщество должно определить сроки для окончания борьбы с терроризмом. В противном случае мы оставляем за собой право
вести переговоры с противником относительно установления мира и стабильности», -- заявил афганский президент. Это можно было бы расценить как брошенный Карзаем вызов Западу, на штыках которого, по существу, держится его власть, -- если бы не поддержка идеи мирного диалога официального Кабула с талибами, высказанная генсеком ООН и руководством НАТО.
Демарш Хамида Карзая выглядит особенно неожиданным, если учесть озвученные буквально накануне министром обороны США Робертом Гейтсом планы Пентагона увеличить 32-тысячный американский военный контингент в Афганистане в течение 2009 года еще на 20 тыс. человек. По словам Гейтса, цель
наращивания военного кулака США состоит в обеспечении безопасности на период проведения президентских выборов в Афганистане.
Выборы, ранее намечавшиеся на сентябрь будущего года, должны будут, как указал глава афганского парламента Юнус Кануни, в соответствии с конституцией страны проведены уже в мае. Очевидно, что именно начавшейся предвыборной кампанией следует объяснить призыв Карзая определиться со сроком вывода иностранных войск из страны. Это требование весьма популярно среди афганцев, а Карзаю, собирающемуся баллотироваться на второй срок, чрезвычайно важно добиться поддержки населения. Кроме того, безусловный вывод иностранного военного контингента является условием, на котором талибы готовы начать переговоры с афганским правительством. И хотя сам Карзай назвал на днях это условие «неприемлемым», поскольку «присутствие войск пока стране нужно», нет сомнения -- изменение риторики афганского президента объясняется стремлением показать, что он является самостоятельным политиком, а не «марионеткой» США, как представляет его радикальное крыло «Талибан».
Есть и другая причина, подстегивающая Карзая занять более решительную позицию по вопросу иностранного военного присутствия в стране. И она также связана с предстоящими выборами. У нынешнего президента Афганистана могут появиться серьезные соперники
в борьбе за высший пост -- это известный американский дипломат афганского происхождения, нынешний постпред США в ООН Залмай Халилзад и экс-министр МВД в первом карзаевском правительстве, также американец и этнический афганец Али Ахмад Джалали. Халилзад, будучи членом делегации Совбеза ООН, встречался в эти дни в Кабуле не только с Карзаем, но и с одним из лидеров бывшего Северного альянса Афганистана, первым вице-президентом страны Ахмадом Зией Масудом, младшим братом легендарного моджахеда Ахмад Шаха Масуда.
На этой встрече, как сообщает агентство «Бахтар», также обсуждалась подготовка к президентским выборам. Интригу этой встрече придает сделанное накануне заявление Бурхануддина Раббани -- лидера «Национального фронта Афганистана» (НФА), объединившего бывших членов Северного альянса. Он опроверг сообщения, согласно которым НФА поддержит на выборах Халилзада, добавив, что фронт назовет своего кандидата в ближайшее время. По мнению афганских аналитиков, г-н Раббани, скорее всего, лукавит и ждет сигналов из Вашингтона - какую кандидатуру поддержит на президентских выборах в Афганистане новый лидер США Барак Обама. Руководитель российского Центра изучения современного Афганистана Омар Нессар заметил «Времени новостей», что американский фактор на афганских выборах чрезвычайно важен и не случайно Хамид Карзай утверждает, что Обама поддерживает именно его, ссылаясь на состоявшийся 23 ноября телефонный разговор с будущим хозяином Белого Дома. Впрочем, как сообщает «Афганистан.ру», Барак Обама говорил лишь о поддержке Карзая в борьбе с терроризмом и в усилиях по восстановлению страны.