|
|
N°63, 10 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бунт на корабле «Роснефти»
Бывшая «дочка» нефтяников построила собственный НПЗ
В Хабаровском крае запущен третий по счету нефтеперерабатывающий завод. Теперь регион, на территории которого не добывается ни капли сырой нефти (имеются только оценочные запасы на шельфе Охотского моря), по количеству НПЗ стал лидером на Дальнем Востоке. Новый завод стоимостью 17 млн долл. на берегу Татарского пролива в порту Ванино построило ЗАО «Трансбункер». Это предприятие, созданное «Роснефтью» в качестве собственной транспортной компании, теперь ведет ожесточенную войну со своей бывшей «мамой». В ответ нефтяники перекрыли «дочке» доступ к нефти, добываемой на шельфе Сахалина.
Новый завод -- единственный на Дальнем Востоке, который будет специализироваться на выпуске «темных» нефтепродуктов. Основным его агрегатом является установка по приготовлению судового топлива ЭЛОУ-АТ-0,5 мощностью 500 тыс. тонн в год и глубиной переработки 60%. Завод будет выпускать флотский мазут, дизельное топливо двух фракций и прямогонный бензин. «На предприятии работают 32 человека, все они прошли подготовку в учебных заведениях Ангарска», -- сказал директор НПЗ Игорь Гладуш. Уже сегодня, по его словам, предприятие обеспечено заказами на несколько месяцев вперед. «Хотя в ближайшее время выпускать такие виды топлива будем только мы, наращивать мощности производства пока не планируется», -- сказал газете «Время новостей» технический директор ЗАО «Трансбункер» Андрей Ланцев.
Появление третьего нефтеперерабатывающего завода в Хабаровском крае в «Трансбункере» объясняют неудовлетворенным спросом на «темные» виды топлива. Дефицит связан с тем, что на двух существующих в крае НПЗ (Хабаровском и Комсомольском) проводится коренная модернизация. Увеличивается глубина переработки нефти, заводы все больше ориентируются на выпуск дорогих «светлых» сортов бензина. Так, в модернизацию Комсомольского НПЗ его основной акционер -- нефтяная компания «Роснефть» -- планирует вложить около 600 млн долл. и увеличить объем переработки с 5 млн до 10 млн тонн в год. Не отстает и Хабаровский НПЗ, принадлежащий группе «Альянс». На заводе также проводится масштабная реконструкция.
Между тем строительство нового завода вызвано скорее не общеэкономическими процессами, а продолжающимся противостоянием «Роснефти» компании «Трансбункер». В 1991 году нефтяники и Комсомольский НПЗ для оказания услуг по перевалке нефтепродуктов создали акционерное общество, получившее название «Трансбункер». Компании были переданы во владение причалы глубиной 14 метров, танкерный флот, эстакады под слив железнодорожных цистерн. Позже контроль над предприятием был полностью утрачен, и теперь «Роснефть» пытается восстановить свои позиции.
Борьба за акции «Трансбункера» идет по всем направлениям. Изначально НПЗ строился под сахалинскую нефть, но «Роснефть» блокировала поставки, и ванинцы вынуждены закупать более дорогое сырье в Западной Сибири. «Роснефть» же заявила о намерении направить поток сырья с Сахалина в обход «Трансбункера», для чего в Де Кастри (Хабаровский край) идет подготовка к строительству глубоководного нефтеналивного терминала.
Максим ГЛАДКИЙ, Хабаровск