|
|
N°63, 10 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Я Сталин, а не Рабинович»
Родина стоит товарищу Джугашвили 60 долларов в год
Завтра Евгений Яковлевич Джугашвили -- внук «вождя народов» и генеральный секретарь Новой коммунистической партии Грузии, 65-летний военный историк в чине отставного полковника -- вылетает из Тбилиси в Москву. Причина прозаична: предстоит разбираться с родственниками по квартирному вопросу. Вообще в последнее время судебные тяжбы стали для внука Сталина привычным делом. «Поэтому и умирает Новая компартия -- нет на нее совсем времени», -- пожаловался генеральный секретарь в интервью газете «Время новостей».
В Тбилиси Евгению Яковлевичу приходится доказывать, что он не верблюд, в данном случае -- не Рабинович и не сионист, как обозвал его в прессе еще в прошлом году председатель международного общества «Сталинели» («Сталинист») Григол Ониани. Сначала товарищ Джугашвили требовал за оскорбление не только извинений, но и денежной компенсации в 50 тысяч лари. Суд первой инстанции удовлетворил истца наполовину, обязав Григола Ониани публично просить прощения. Но тот утверждает, что у погибшего в немецком плену Якова Джугашвили была только дочь Галина и не было никакого сына по имени Евгений. Дело рассматривается сейчас в Тбилисском окружном суде.
«Какой же я сионист или, простите, Рабинович? И вот еще, смотрите, документы», -- Евгений Яковлевич принимает корреспондента газеты «Время новостей» в тбилисской квартире в престижном Вакийском районе. Отсюда открывается вид на парк Победы, в котором каждое 9 мая ветераны собираются с огромными портретами Сталина. В квартире номер 45 тоже немало портретов, и, надо сказать, внешне Джугашвили очень похож на Иосифа Виссарионовича.
Главное доказательство причастности к великой фамилии -- распоряжение Совмина СССР от 14 ноября 1953 года, подписанное Георгием Маленковым. Внуку Сталина, курсанту Суворовского, назначается ежемесячная персональная пенсия до окончания училища -- тысяча рублей. «Я -- сын Якова Джугашвили и Ольги Голышевой. Ну и что из того, что они не были расписаны и дед меня не нянчил? Кого из внуков вообще он нянчил?» -- говорит Евгений Яковлевич.
Своих внуков Евгений Яковлевич воспитывает в сталинском духе. Семилетний Сосо -- полный тезка прапрадеда Иосифа Виссарионовича. Двухлетний Васо назван в честь Василия Сталина. Фамилия Джугашвили -- это семейный крест, который надо с честью нести по жизни. Для грузин, маленькой нации, Сталин, при всех его кровавых репрессиях, «свой». Как ни крути, а Иосиф Сталин -- самый знаменитый грузин в мировой истории. В Гори, на родине, -- колоссальный памятник и внушительный дом-музей, где на входе продают стихи юного Сосело, фотографии вождя и брелоки для ключей: с одной стороны генералиссимус в парадной форме, с другой -- юный революционер Иосиф Джугашвили с черной густой шевелюрой и романтической небритостью. В каждый день рождения и день смерти Сталина проходят митинги. Пиетет, словом.
К 50-летию Победы над Германией Шеварднадзе обещал ветеранам создать институт по изучению феномена «вождя всех времен и народов», но дальше слов дело не пошло. «В этом весь Шеварднадзе», -- считает Евгений Яковлевич. Внук Сталина не может простить нынешним вождям, что довели Россию и Грузию до визового режима. Нонсенс -- Джугашвили, как гражданин России, платит 60 долларов в год за возможность проживать в Тбилиси, куда приехал, «чтобы семья сохранила национальную принадлежность». Теперь же... «Квартира в Москве, на Соколе, дороже, чем популярность в Грузии», -- сказал Евгений Яковлевич.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси