В конце прошлой недели в Лейпциге состоялась очередная европейская выставка по охране памятников, реставрации и санации исторических зданий Denkmal. Выставочный комплекс в Лейпциге -- традиционное место встречи ремесленников, реставраторов, градостроителей, технологов, сотрудников администраций исторических городов, владельцев и арендаторов исторических зданий. Всего в выставке участвовало более 350 фирм самых разных направлений, был и объединенный российский стенд с объектами Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Костромы.
Достаточно было охватить взглядом выставочный павильон, в котором разместились стенды участников Denkmal, чтобы почувствовать разницу в подходах к сохранению наследия у нас и «у них». В России охрана памятников традиционно воспринимается как часть градостроительства, и профессионалами этой сферы считаются в первую очередь архитекторы. Этот подход наглядно отразился на российском стенде, где были представлены главным образом фотографии зданий-памятников и дворцово-парковых ансамблей до и после реставрации, проекты восстановления и регенерации исторических мест, макеты, интерьерные решения. В Европе же философия сохранения наследия предполагает нечто большее. Речь идет не только (и не столько) о восстановлении фасадов или более-менее цельных фрагментов (кварталов, улиц) исторических поселений, но прежде всего о сохранении традиционной культуры и преемственности культурных традиций. Это и древние ремесла, и старинные технологии, и элементы старого быта и одежды, и сам по себе образ и уклад жизни.
На Denkmal можно было стать непосредственным участником самых разных технологических и творческих процессов -- изготовления мебели, создания интерьеров и различных архитектурных деталей, причем многое делалось на станках, изготовленных по образу и подобию тех, что применялись сто-двести-триста лет назад. Мастера -- главным образом молодые люди, юноши и девушки, -- с удовольствием истинных профессионалов лепили, строгали, выпиливали, неоднократно повторяя по просьбе публики те или иные стадии работы. Интересно, что ни на одном из стендов не было специальных выставочных образцов -- все, что показывалось, создавалось прямо при вас. Группа молодых людей в широкополых шляпах и ковбойских джинсах («универсальная рабочая одежда», как они объяснили) представляла конфедерацию ремесленников Европы -- в свободное время они ездят по разным странам, изучая различные приемы работы с деревом и другими традиционными материалами, применяющимися в строительстве и оформлении интерьеров. На мой вопрос о возрасте их организации, они ответили: «Более ста лет, как она существует под этим именем, а вообще-то больше». Культ ремесла, профессионализма, умелых человеческих рук, который возник задолго до рынка акций и не подвержен никаким кризисам новейшего времени, стал важнейшим смысловым стержнем нынешней экспозиции Denkmal.
Однако старинные технологии и ремесла -- это, разумеется, лишь часть того арсенала, который используется для сохранения наследия. На этом рынке работают практически все крупнейшие европейские производители строительных, лакокрасочных и отделочных материалов, мебели и тканей, поэтому конкуренция в этой сфере достаточно жесткая. Отсюда выраженный «коммерческий» уклон всего мероприятия, в рамках которого проходили самые различные акции, включая аукцион по продаже старинных зданий -- объектов наследия.
Одна из ведущих фирм в области разработки и изготовления строительных материалов и растворов -- немецкая компания Remmers учредила академию для обучения специалистов, работающих на исторических объектах. С 2000 года Академия Бернхарда Реммерса присуждает специальную ежегодную премию за работу по сохранению памятников архитектуры, которая вручается в рамках Denkmal. На нынешней выставке премией Remmers было награждено
«Царицыно», в восстановлении которого компания принимала активное участие -- специально для этого объекта фирма разработала и поставила строительные растворы. В день открытия Denkmal-2008 награду получили руководитель московского стройкомплекса Владимир Ресин (в качестве представителя города Москвы), директор проектного института «Моспроект-2» Михаил Посохин, а также руководители фирм -- постоянных партнеров Remmers Елена Каргамонова («Сомит-реставрация») и Андрей Ивлев («Возрождение»).
Впрочем, в Германии, как и в России, понимают, что «Царицыно» не лучший образец сохранения памятника истории и культуры. Как сказал вашему корреспонденту председатель консультативного совета Академии Реммерса Вальтер Бурихтер, «у нас, как и у вас, вокруг «Царицыно» было очень много споров». Тем более что в том же Лейпциге сегодня есть множество достойных претендентов -- домов эпохи грюндерства, которые были восстановлены по-немецки скрупулезно, в оригинальных материалах и без всяких современных добавок. Но, с другой стороны, премия частная -- кому хочу, тому и вручаю. Нам же остается только порадоваться тому, что по крайней мере за цемент в «Царицыно» можно быть спокойным.