|
|
N°62, 09 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Не надо бояться большого урожая»
Главные зерновые регионы страны сосредоточены на юге России: Кубань, Ставрополье, Ростовская и Волгоградская области. Именно они традиционно делают погоду на российском рынке зерна. Заместитель полпреда по экономике в Южном федеральном округе Виктор КРОХМАЛЬ уверен, что хотя в прошлом году округ и собрал рекордный за последнее десятилетие урожай зерна, в нынешнем году этот рекорд будет непременно побит.
-- Считается, что три подряд урожайных года не бывает. Какие в этой связи виды на урожай-2002 в Южном федеральном округе?
-- Действительно, в прошлом году Юг России, как и страна в целом, по сбору зерновых показал рекордный за последнее десятилетие результат -- 24 млн тонн против 17 млн тонн, собранных в Южном федеральном округе в 2000 году. И хотя, согласно статистике, погода не может все время благоприятствовать нам, тем не менее в этом году мы прогнозируем сбор зерновых на уровне 30 млн тонн. Так считают ученые, специалисты, на эту цифру ориентируется и полпредство. Думаю, прирост сбора зерновых по России в целом обеспечит как раз юг страны. В итоге, по предварительным прогнозам, Россия соберет примерно 90 млн тонн зерна против прошлогодних 85 млн тонн.
-- На чем строится такой прогноз?
-- Во-первых, объем инвестиций и кредитных вложений в агропромышленный комплекс, по нашим расчетам, в этом году удвоится. Под урожай 2002 года Юг России получит 16 млрд рублей только льготных кредитов против прошлогодних 8 млрд рублей. Это средства федерального и региональных бюджетов, направляемые на субсидирование процентной ставки по кредитам для сельхозпроизводителей, агролизинг и прочее. Активность частного капитала еще выше, потому, что рентабельность производства зерна достигает 200--300%. Какая еще сфера бизнеса сегодня обеспечит такую доходность?
Больше денег -- выше обеспеченность села техникой, удобрениями, горюче-смазочными материалами. Скажем, если в прошлом году один из главных на юге России производителей удобрений ОАО «Невинномысский азот» только 15% своей продукции поставлял на внутренний рынок, а остальное отправлял на экспорт, то в этом году доля его продаж российским потребителям выросла до 40%.
Естественно, более строгое соблюдение аграрных технологий, своевременная подкормка растений удобрениями, проведение полевых работ в установленные агрономами сроки -- все это повышает урожайность.
Кроме того, дополнительные средства позволили существенно увеличить посевные площади. Клин под озимые в Южном федеральном округе в этом году увеличился с 5,8 до 6,7 млн гектаров. И, с точки зрения надежд на новый рекордный урожай, очень хорошо, что посевные площади увеличились именно за счет озимого клина.
Себестоимость производства озимой пшеницы выше, чем яровой, но ведь и урожайность у нее получше: плюс десять центнеров с гектара. Приблизительные расчеты показывают, что три центнера из этих десяти покрывают дополнительные, по сравнению с производством яровых, расходы, а остальные пять--семь центнеров идут в прибыль.
-- Сев яровых на юге страны только-только завершается, а вот о качестве озимых посевов, наверное, уже можно судить более или менее определенно?
-- Наши оптимистичные прогнозы по поводу урожая 2002 года как раз и строятся на обнадеживающих оценках нынешнего состояния озимого клина. Помогла погода, но, кроме того, успешнее, чем в прежние годы, прошла посевная кампания, объем финансирования которой, повторюсь, существенно возрос.
Что касается яровых, то их сев на юге России, за исключением кукурузы и риса, уже почти завершен. Здесь тоже вроде бы все в порядке.
-- А что сейчас больше всего угрожает оптимистичным прогнозам по урожаю-2002?
-- Радикально изменить ситуацию в худшую сторону могут только сильные морозы. Если, к примеру, в мае температура почвы опустится до 5 градусов мороза. Но это маловероятно. К тому же подкормка удобрениями, в которых сейчас вроде бы в большинстве хозяйств недостатка нет, позволяет повысить сопротивляемость растений плохим погодным условиям. Чем более технологичен аграрный бизнес, тем он менее зависим от погоды.
Поэтому в том, что урожай в этом году будет больше прошлогоднего, я лично, как бывший директор совхоза, не сомневаюсь.
-- Рекордный урожай прошлого года имел и некоторые негативные для села последствия. Цены упали и сейчас они, к примеру, почти вдвое ниже уровня годичной давности. А если урожай-2002 действительно будет больше прошлогоднего, цены на зерно упадут еще ниже.
-- Низкие цены на зерно у нас не только потому, что мы собрали слишком много зерна. Большая часть прошлогоднего урожая -- это низкокачественное зерно. По-настоящему высокий спрос, причем как в России, так и за рубежом, сегодня наблюдается только на качественную пшеницу с клейковиной выше 25%. А в этом году доля такой пшеницы в собранном урожае как раз резко возрастет.
Вообще, нам не надо бояться большого урожая. У нас сейчас происходит перелом в животноводстве. От сокращения поголовья мы перешли к его росту. В Южном федеральном округе, например, прирост по производству мяса в прошлом году составил 12,5%. Поэтому я думаю, что Россия в перспективе спокойно сможет пристроить не то что 90 млн тонн зерна, а все 150 млн тонн. Правда, прежде нам надо за пять-шесть лет удвоить поголовье в животноводстве, что, судя по наметившимся там тенденциям, вполне реально. Кроме того, надо расширять инфраструктурные возможности по экспорту зерна, попутно повышая его качество. Должны вырасти и мощности перерабатывающей промышленности. Больше зерна должна «съедать» «кондитерка», спиртзаводы и так далее. При этом не стоит опасаться низких цен на зерно. Низкие цены станут дополнительным стимулом для подъема в животноводстве, перерабатывающей промышленности. При этом даже если высококачественная пшеница будет стоить 2,5 тысячи рублей за тонну, рентабельность ее производства все равно составит 100%. Сейчас же цены на рынке на продовольственную пшеницу все-таки выше 2500 рублей, и к июлю они, видимо, немного подрастут. На самом деле производство зерна рентабельно в любых ситуациях и при любой конъюнктуре. Убыточной эта сфера агробизнеса, по моему глубокому убеждению, быть не может.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону