Время новостей
     N°219, 26 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.11.2008
Обнуление доверия
Ридли Скотт снял фильм о том, что мир уже не держится
Как ни относись к новой картине Ридли Скотта «Совокупность лжи», а посмотреть ее стоит. Конечно, все штампы базовой голливудской модели шпионского триллера тут налицо: некий агент ЦРУ, уже не слишком молодой и, судя по всему, опытный, но сохранивший наивность свежей редиски, неожиданно для себя понимает, что спасать мир не такая уж чистая работа, как ему до сих пор казалось. Простодушный Феррис (Леонардо Ди Каприо, с куцей бородкой похожий на Ленина времен шалаша в Разливе), рискуя своей и чужой жизнью, шастает по Ближнему Востоку, выслеживая страшного террориста, которому до сих пор удается ускользнуть от самой совершенной разведывательной сети мира при помощи простого древнего средства: они не пользуются Интернетом и телефоном, а все переговоры проводят при личных встречах... За Феррисом, который как раз напичкан всякой аппаратурой, через космос наблюдает его шеф Хоффман (очень сильно растолстевший Рассел Кроу). При этом Хоффман постоянно занят своими детьми -- водит их то в туалет, то на мюзикл «Король Лев», но, впрочем, с легкостью может и прилететь в Иорданию, чтобы на свой лад вмешаться в дела строптивого подчиненного...

Еще один важный участник расклада -- шеф ГРУ Иордании Хани, породистый араб с холодными светлыми глазами, он напирает на вечные ценности -- на дружбу и честность и требует от партнеров душевности в отношениях.

Сюжет, якобы основанный на реальных событиях (создатели фильма упирают на тот факт, что автор книги, по которой написан сценарий, журналист «Вашингтон пост» Дэвид Корнелиус, имел «личный опыт общения с силовыми структурами»), изобилует тем не менее всеми штампами кино про разведчиков и так наивен, что даже мил -- как детские «войнушки». Во всяком случае, сцена, когда доблестный Феррис, привязанный к пыточному столу, вступает в идеологический спор с похожим на старика Хоттабыча начальником террористов, один к одному напоминает бесконечно воспроизводимые когда-то ребятишками во всех российских дворах игры в гестапо. Даже странно видеть Ди Каприо, всерьез изображающего холодную ярость и саркастический смех хорошего парня, не сдающегося плохим парням.

Но, как ни странно, все вышесказанное вовсе не делает фильм скучным. Конечно, он очень профессионально снят: погони, драки, взрывы, разлетающиеся кости и жестокие пытки -- все на месте, придуманы детали, реплики, характеры, мгновенные оценки отношений и затейливый арабский колорит... Есть даже романтическая история -- нельзя ведь было, имея в главных героях Ди Каприо, отказаться от любовной линии. Скотт даже поменял героиню -- в романе Феррис заводит интрижку с работницей французского посольства, а в фильме его увлекает скромная и достойная иранская девушка с глазами дикой серны... Но интересно вовсе не это.

Несмотря на общий фон дешевого детектива, в фильме есть актуальная тема, делающая его куда более значительным, чем могло бы показаться по синопсису. Тема тотального и взаимного недоверия... Конечно, каждый подросток, увлекающийся кино, знает, что ЦРУ нельзя доверять, что для любой разведки цель оправдывает средства и что жизнь простого человека -- цена не великая, это ему в каждом втором фильме показывают. Однако в фильме Скотта (как и в куда более значительном фильме братьев Коэнов «После прочтения сжечь») сказано еще, что доверять своим нельзя не только потому, что тебя сдадут при необходимости, но и потому, что уровень компетенции и возможность управлять ситуацией у тех, кто стоит у руля, совсем не велики. Что они только делают вид, будто владеют ситуацией, а на самом деле события постоянно выходят из-под их контроля.

Ветеран разведки, эксперт по вопросам терроризма Хоффман отлично умеет рассуждать о тотальной опасности терроризма и о том, почему обычные способы борьбы уже не годятся. Но все, что предпринимает этот оплывший и, в сущности, равнодушный человек, оказывается либо недостаточным, либо вредным. Тем не менее именно от него ждут решения техники, управляющие сложными компьютерными системами, и именно с ним ведут переговоры ненадежные союзники. Кто-то ведь должен брать на себя видимость ответственности? Иорданская разведка оказывается даже хитрее и продуктивнее, потому что они пока рассчитывают на ручное управление и на человеческий фактор больше, чем на электронику. Но и они коварны -- и тот, кто только что думал, будто он управляет ситуацией, сам становится живцом в расставленных чужими сетях.

Фильм вовсе не социальная сатира на разведслужбу. И не история про хороших и плохих шпионов. Он о шаткости мира, потерявшего все моральные опоры. Ибо если в этом мире нельзя рассчитывать на доверие -- тогда он невероятно опасен и не поддается контролю. И остается одно -- раствориться среди человеческой мелочи, спрятаться в толпе, там, где нет средств современной связи, одиночкой проскользнуть в анонимный мир без опознавательных знаков, стать песчинкой и так, возможно, спастись среди этой бури в пустыни. Однако песчинке не остановить бури. А ведь раньше мы на это надеялись.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино