|
|
N°62, 09 апреля 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свидетелем будет Геращенко
Начался процесс по делу о пропаже кредита СБС-Агро
В Замоскворецком суде Москвы вчера начались слушания по делу замначальника Главного управления ЦБ РФ по Москве Александра Алексеева -- единственного обвиняемого в скандальном расследовании Генпрокуратуры об обстоятельствах выделения Центробанком в 1998--1999 годах банку СБС-Агро стабилизационного кредита в 7,4 млрд рублей. Большая часть тех денег, как известно, бесследно пропала. Поисками виновных занимались сначала Счетная палата, а потом и подчиненные г-на Устинова. В конце концов, несмотря на то что вопрос о поддержке СБС-Агро принимался советом директоров самого Банка России, они пришли к выводу, что отвечать за эту без преувеличения грандиозную комбинацию должен лишь г-н Алексеев. По версии следствия, допущенное именно им превышение служебных полномочий привело к потере государством 5,8 млрд рублей, а все остальные видные персоны, имевшие отношение к пропавшему кредиту -- всего 39 чинов ЦБ, включая Сергея Дубинина, Виктора Геращенко, Сергея Алексашенко, -- на процессе будут участвовать в качестве свидетелей.
Уголовное дело против г-на Алексеева было возбуждено Генпрокуратурой 28 марта прошлого года. Тогда же на время следствия чиновника отстранили от должности, а 28 июня ему предъявили официальное обвинение по ст. 286 УК РФ. Согласно обвинительному заключению, оглашенному вчера судьей, его преступление заключалось в следующем. 2 октября 1998 года совет директоров Центрального банка России подписал распоряжение №348 о выделении СБС-Агро, еще имевшему тогда более тысячи региональных филиалов, стабилизационного кредита в размере 7,4 млрд рублей. Эти деньги, по замыслу, должны были быть перечислены с целым рядом условий. По первому, которое было выполнено лишь частично, в обеспечение кредита Центробанк получал 75% акций СБС-Агро, 75% акций его управляющей компании и поручительства губернаторов 44 регионов. Далее СБС надлежало назначить на руководящие должности в своем банке только тех людей, чьи кандидатуры были рекомендованы ЦБ РФ. Также банкиры были обязаны еще и предоставить совету директоров банка России план финансового оздоровления СБС-Агро. Ни того ни другого сделано не было, хотя, по решению совета директоров ЦБ, только при соблюдении этих условий Главное территориальное управление ЦБ России по Москве (ГТУ ЦБ), через которое было решено производить кредитование СБС-Агро, могло начать перечисление денег.
В результате в Генпрокуратуре и пришли к выводу, что именно г-н Алексеев единолично превысил полномочия, поскольку, как установило следствие, он непосредственно подписывал распоряжения о перечислении злополучного кредита.
Выступая вчера перед судом, сам г-н Алексеев заявил, что виновным себя не признает и вообще не понимает, в чем и почему его обвиняют. По его словам, все переводы денег в адрес СБС-Агро он осуществлял на основании решения совета директоров Центробанка и письменного распоряжения руководителя ГТУ ЦБ по Москве Константина Шора. Г-н Алексеев также сообщил, что, по его мнению, все условия для выделения кредита СБС-Агро были на самом деле выполнены, а государству во всей этой истории вообще не был нанесен ущерб. По словам г-на Алексеева, согласно закону о ЦБ РФ государство не несет ответственности за обязательства Центробанка, и наоборот, а все средства для выплаты злополучного кредита были взяты из общих средств Банка России, которые формируются за счет средств других коммерческих банков и организаций. Подсудимый также рассказал, что большая часть кредита, около 3 млрд, была возвращена в бюджет в виде налогов, которые заплатили администрации 44 регионов, выступавшие гарантами кредита. Адвокат Владимир Каталиков, представляющий интересы г-на Алексеева, вчера заявил, что, на его взгляд, в действиях чиновника как таковой отсутствует состав преступления -- из-за того что СБС-Агро в июне 1999 года передан АРКО, срок возврата кредита банком отсрочен на 25 лет.
Александр РАСКИН