Кризис иногда бывает спасительным. К примеру, он частично спасает от очередей на границе. В этом могли убедиться участники инспекционного выезда премьер-министра Владимира Путина на границу вчера утром. Глава российского кабинета министров не так давно дал обещание своему финскому коллеге лично посетить контрольно-пропускные пункты (КПП) на границе между нашими странами. И слово сдержал.
Прилетев на вертолете в сопровождении вице-премьера Сергея Иванова, главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, директора Пограничной службы ФСБ Владимира Проничева, руководителя «Роспотребнадзора» Геннадия Онищенко и губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова на многосторонний
автомобильный КПП "Торфяновка", что в 60 км от Выборга, г-н Путин не увидел сумасшедших многокилометровых заторов. Хотя из иллюминатора вертолета все же наблюдались два-три десятка фур, выстроившихся на трассе. Но, как выяснилось, здесь подобная пробка очередью не считается.
Премьер осмотрел пункт досмотра автомобилей, отдел пограничного и иммиграционного контроля, зал для оформления таможенных документов, отдел фитосанитарного контроля. Глава ФТС рассказал о действующей на посту системе таможенного оформления и о проблемах, с которыми приходится сталкиваться как работникам таможни, так и тем, кто проходит на ней контроль.
Главная проблема -- очереди на границе, поскольку поток пассажиров и грузов на этом направлении физически и технологически превышает возможности работников поста. По словам таможенников, наибольший пассажирский поток приходится на выходные и праздничные дни, когда проходит до 200 автобусов в сутки, то есть по 100 в каждую сторону.
Г-ну Путину показали работу специального таможенного сканера для грузовых автомобилей. Рентгеновский аппарат буквально за минуту "просвечивает" фуру, затем "картинка" передается на монитор, и сотрудники таможни могут сравнить ее с документами на груз. В таких условиях провести в автомобиле контрабанду становится практически невозможно, бодро рапортовали таможенники. Премьер поинтересовался у г-на Бельянинова, сколько таких аппаратов уже находится на вооружении ФТС. "Сорок уже закупили, а всего надо 80. Причем есть и мобильный вариант комплекса, который можно перевозить с одного поста на другой", -- сказал директор службы. При этом он сообщил, что каждый такой сканер стоит несколько миллионов долларов.
Пропускной пункт на время визита премьера продолжал работать в обычном режиме, и оказавшиеся там в это время водители с интересом наблюдали за внушительной правительственной делегацией из Москвы. "Надеюсь, теперь побыстрее дело пойдет", -- сказал один из водителей, имея в виду очередь на границе.
Когда в далеком 1949 году при открытии "Торфяновки" работал один человек, он успевал все. Сегодня штат КПП -- 260 специалистов. И они не справляются. Руководители "Торфяновки" ищут внутренние административные ресурсы, чтобы ускорить растаможку. Иногда даже усиливают собственную команду привлеченными специалистами из других пунктов пропуска. Но главный выход-- реконструкция инфраструктуры поста и современные способы работы. В частности, таможенники надеются на эффект от введения предварительного декларирования. Оно позволяет сократить время таможенных процедур с двух-трех часов до 10--15 минут.
Пока предварительное декларирование применяется только при ввозе товаров на территорию России. С 1 января 2009 года такая практика должна распространяться и на вывозимые российские товары. У россиян были проблемы на переговорах с главным таможенным управлением Швеции. Шведы считали, что законы Евросоюза не позволяют вводить практику предварительного декларирования. Российские таможенники в итоге решили, что надо с чего-то начинать, а дальше практика подскажет, кто прав. Поэтому на "Торфяновке" ждут нового года и старта данного пилотного проекта.
Чуть позже, во вторник вечером, открывая заседание государственной пограничной комиссии в Константиновском дворце в Стрельне, Владимир Путин вынужден был еще раз признать, что никакого прогресса в борьбе с очередями на границе не наблюдается. Премьер-министр раскритиковал работу по улучшению ситуации на пограничных пропускных пунктах, сославшись на свежие впечатления от посещения "Торфяновки".
"Сегодня в этом месте очередей не было, но в целом пока нет реального, ощутимого улучшения ситуации на пограничных пунктах пропуска, и очереди при досмотре и оформлении грузов -- привычное явление", -- заявил г-н Путин. По его мнению, "необходимо активнее внедрять новые технологические схемы, в том числе построенные по принципу "одного окна". Премьер напомнил, что правительство приняло решение отработать такие модели на практике, в ходе эксперимента.
Он также отметил, что на прошлом заседании пограничной комиссии была поставлена "принципиальная задача -- сократить избыточные контрольные процедуры в пунктах пропуска". "Прошу ускорить внесение соответствующих изменений в нормативную базу", -- обратился премьер к участникам заседания. Вместе с тем, по словам г-на Путина, "новый порядок не должен отразиться на качестве контроля, открыть лазейки для ухода от уплаты таможенных сборов, для ввоза контрафактной и опасной продукции на территорию РФ".
"Кардинального улучшения ситуации не произойдет без формирования современной и надежной пограничной инфраструктуры", -- подытожил премьер.
В своей речи Владимир Путин сделал акцент на создание единой информационной системы пограничной и таможенной служб. Об этом говорилось давно, с тех пор, когда правительство приняло революционное решение, чтобы снять с границы многочисленных контролеров и оставить только эти две службы.
А еще премьер пообещал, что грузы для зимней Олимпиады-2014 в Сочи будут опекаться государством особо. На это будут выделены дополнительные средства из бюджета.