|
|
N°218, 25 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Смытая кризисом косметика
Аптеки пересматривают ассортимент сопутствующих товаров
Финансовый кризис, докатившийся до реального сектора, может в ближайшее время оставить россиян без дорогой зубной пасты, дерматологических средств по уходу за волосами и аптечной косметики, к которой многие уже привыкли. Согласно прогнозам аналитиков, уже к середине следующего года темпы роста рынка парафармацевтической продукции, на долю которой приходится сейчас треть всех аптечных продаж, могут сократиться почти вдвое. Специалисты, осуществляющие постоянный мониторинг life style ассортимента аптек, уже сейчас говорят о кризисных явлениях в этом сегменте. «По нашим наблюдениям, в октябре все еще было нормально, никаких перебоев не намечалось, -- рассказал «Времени новостей» директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов. -- Но в ноябре трудности уже стали ощущаться. Дистрибьюторы и представители аптечных сетей стараются работать с менее рискованным ассортиментом, чем дорогая парафармацевтика, которая ждет своего покупателя в среднем в два раза дольше, чем лекарства и средства ухода от компаний, работающих в сегменте массмаркета». «Разумеется, аптеки всегда стараются наиболее эффективно использовать торговые площади, что подталкивает их и в обычных условиях отказываться от выкладки плохо реализуемых позиций. Сейчас же ассортимент тем более будет сужаться», -- подтверждает генеральный директор маркетинговой компании DSM Group Александр Кузин.
«Потребительский спрос действительно снижается в первую очередь на дорогую продукцию, которую никак нельзя назвать товаром первой необходимости», -- сказал «Времени новостей» член комитета Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в сфере здравоохранения и в недавнем прошлом заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор») Андрей Младенцев. По его словам, рядовые покупатели уже реже покупают дорогие сопутствующие товары в аптеках, и сети начинают меньше закупать такую продукцию у дистрибьюторов. До производителей эта волна отказов пока не докатилась благодаря наличию достаточного количества складских запасов. Своего рода буфером пока служит и традиционное повышение спроса в конце года, а также желание граждан запастись товарами длительного хранения в преддверии предсказываемой многими экспертами девальвации рубля. «В январе, когда эти факторы перестанут действовать, стоит ожидать, что продажи в этом сегменте сократятся минимум на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», -- считает г-н Младенцев. Момент истины наступит чуть позже -- в апреле, когда компании подведут итоги первого квартала и поймут, что «многих из них уже фактически нет».
Но тотального исчезновения дорогой косметики все же не предвидится, уверены все. Ведь в отличие от лекарственных средств на этот товар торговая наценка не лимитирована. Дистрибьюторы и аптеки всегда могут перестраховываться, подняв цену дополнительно на 10--15%. К дополнительному росту цен на импортный ассортимент приведет и ожидаемое ослабление рубля относительно валютной корзины.
Но все же выбор будет сделан не в пользу дорогих товаров далеко не первой необходимости, считают маркетологи DSM Group. По их прогнозам, в 2009 году рынок парафармацевтики существенно затормозится в своем развитии. Если в 2008 году этот сегмент фармрынка превысит 100 млрд руб., то есть вырастет по сравнению с 2007 годом на 32%, то темп роста в 2009-м будет на уровне 15%. В долларовом исчислении емкость рынка нелекарственной аптечной продукции даже снизится с 4,2 до 4 млрд долларов.
На уровне аптечных сетей эти изменения пока заметны далеко не везде. «Мы в наших аптеках ассортимент товаров парафармацевтики не сокращаем. Конечно, он меняется, но в рамках обычной работы, когда менее популярные товары уступают место более востребованным», -- рассказал «Времени новостей» руководитель второй по величине аптечной сети «Ригла» Виталий Смердов.
Основными пострадавшими от новой закупочной политики, которая в настоящий момент только формулируется, будут крупнейшие западные компании, давно обосновавшиеся на российском рынке и не скупившиеся на рекламу своих товаров, в том числе и телевизионную. «35% рынка нелекарственного ассортимента аптек в рублях приходится на долю марки Vichy. Она занимает ровно половину рынка всей аптечной косметики. На втором месте марка зубной пасты и средств ухода за полостью рта Lacalut. И на третьем всевозможные предметы медназначения -- градусники, тонометры, презервативы», -- определил точки поражения Давид Мелик-Гусейнов. Именно этим маркам и товарам, по его мнению, кризис может нанести максимальный ущерб.
Галина ПАПЕРНАЯ