Время новостей
     N°217, 24 ноября 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.11.2008
Американцы не сдаются
General Motors продолжает открывать новые производства в России
Крупнейший американский автоконцерн General Motors совместно с «Автотором» в минувшую пятницу открыли в Калининграде новый комплекс промышленной сборки автомобилей Chevrolet Lacetti мощностью 50 тыс. машин в год. Инвестиции GM в организацию производства полного цикла составили 80 млн евро. Комплектующие будет поставлять южнокорейское подразделение GM DAT, а произведенные здесь машины планируется продавать только в России, где Lacetti -- один из бестселлеров рынка. Впрочем, эксперты пока не берутся прогнозировать успешность нового российского проекта, поскольку GM сейчас находится на грани банкротства.

«Открытие нового комплекса промышленной сборки в Калининграде, последовавшее за недавним пуском завода General Motors в Санкт-Петербурге, подтверждает твердые намерения и обязательства нашей компании в отношении России, -- сказал президент GM Россия Крис Габби на торжественной церемонии открытия новой линии. -- В начале 2009 года Россия может стать самым большим и приоритетным для General Motors рынком в Европе. Уже сегодня GM -- лидирующий по продажам иностранный производитель в России. И мы предпримем все усилия, чтобы эту позицию сохранить и укрепить». Председатель совета директоров группы предприятий «Автотор» Владимир Щербаков особо подчеркнул, что новое производство оснащено самым современным оборудованием, какого нет нигде в России. «Это практически новый завод, позволяющий проводить полномасштабную сборку автомобилей, в который американские и немецкие инвесторы вложили 80 млн евро в виде новейшего оборудования и ноу-хау технологий», -- сказал он.

General Motors Corp. -- крупнейший в мире автопроизводитель -- лидировала в объеме глобальных продаж в течение 77 лет. В 2007 году общий объем продаж автомобилей GM составил приблизительно 9,37 млн единиц (с учетом грузовых автомобилей). Компания продает автомобили под брендами Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saab, Saturn, Vauxhall и Wuling. Россия же для концерна является одним из самых приоритетных рынков. В период с января по сентябрь 2008 года продажи GM в России выросли на 44%, что на 23% превышает рост рынка, и достигли рекордных 256,77 тыс. машин. Доля же GM на российском рынке за этот период увеличилась до 10,9%, что практически в два раза превосходит результаты 2006 года. В течение первых девяти месяцев 2008 года марка Chevrolet сохранила в России позиции ведущего иностранного бренда: продажи выросли на 33,5% (44 тыс. автомобилей) и составили 175,8 единицы.

«Автотор» и GM связывает давнее партнерство -- с июня 2004 года и по сей день в Калининграде собрано более 130 тыс. автомобилей марок Cadillac, Hummer, Chevrolet Tahoe и Chevrolet TrailBlazer. Помимо калининградского предприятия GM совместно с «АвтоВАЗом» производит кроссовер Chevrolet Niva в Тольятти, а в ноябре американская компания открыла завод в Петербурге по выпуску моделей Chevrolet Captiva и Opel Antara. Впрочем, Chevrolet Lacetti, пожалуй, один из самых покупаемых легковых автомобилей эконом-класса в России, и несмотря на кризис, проблем со сбытом этой модели на российском рынке у GM не будет. «GM не впервой, ведь они и ранее выживали за счет таких экономичных моделей на развивающихся рынках. А спрос на российском рынке можно простимулировать, например, различными скидками», -- считает аналитик UBS Илья Макаров. Впрочем, спрос может поддержать и введение повышенных таможенных пошлин на иномарки, которые намерено утвердить правительство.

Тем временем ситуация в GM с каждым днем становится все напряженнее. Теперь уже и руководство компании не исключает ее банкротства. В субботу The Wall Street Journal сообщила, что совет директоров автоконцерна рассматривает «все варианты действий» в условиях экономического кризиса, включая банкротство. Газета пишет со ссылкой на источники, знакомые с взглядами директоров, что эта позиция расходится с мнением главы GM Рика Вагонера, который говорил на прошлой неделе в конгрессе, что банкротство не вариант для его компании. По словам представителей GM, совет директоров обсуждал возможность банкротства, однако не считает это «оправданным решением проблем с ликвидностью», и руководство делает все возможное для предотвращения банкротства, пишет газета. Как сообщает Reuters, в конце этой недели г-н Вагонер вместе с главами Ford Motor Co и Chrysler LLC прибыл в конгресс, чтобы убедить законодателей выделить 25 млрд долл. на спасение национального автопрома. Однако представители демократической фракции конгресса в качестве необходимого условия для получения этой помощи потребовали, чтобы руководители автоконцернов составили план действий для возвращения отрасли к прибыльности.

Ирина ЦЫРУЛЕВА
//  читайте тему  //  Автопром