|
|
N°217, 24 ноября 2008 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Татьяна Тарасова: Надо беречь то, что у нас есть
Известный российский тренер, консультант сборной по фигурному катанию Татьяна ТАРАСОВА подвела итоги завершившемуся в Москве этапу Гран-при и озвучила проблемы, с которыми приходится сталкиваться российским спортсменам.
-- Татьяна Анатольевна, как бы вы прокомментировали выступление российских спортсменов в нынешнем сезоне?
-- На мой взгляд, прогресс очевиден. И это касается не только танцевальных дуэтов и пар, но и одиночников. О Кавагути и Смирнове не стоит и говорить. С ними работает прекрасный тренер Тамара Николаевна Москвина. А она бы никогда не взяла учеников, из которых бы не смогла сделать супер. Хорошо выступила в Москве наша девочка Алена Леонова. Пусть в ее программах не было сложных элементов, но на средних она откаталась здорово. Если каждый спортсмен на каждом старте станет демонстрировать свой максимум, я буду очень довольна.
К сожалению, мне не очень понятно, почему на предыдущем этапе Гран-при такие низкие оценки поставили судьи нашему Сергею Воронову. Он исполнил два прыжка в три с половиной оборота и четверной. Да, пусть между прыжками не было сложных связок и каких-то элементов, но и у других я этого тоже не увидела. Тем не менее программа у Воронова была интересной. Уверена, что они с тренером Алексеем Урмановым выбрали правильный путь -- сделали акцент на сложность. А сложность в спорте еще никто не отменял. Но оценки Воронов получил невысокие. И если судьи могут второй оценкой за артистизм делать все, что им вздумается, то это, на мой взгляд, неправильно.
-- Но ведь и на последних чемпионатах мира, и на этапах Гран-при этого сезона медали завоевывают спортсмены, которые не исполняют четверных прыжков?
-- В мужском одиночном катании прогресс в технике отменить нельзя. Я думаю, что в судействе просто неверно расставлены акценты, но такая ситуация продлится недолго. Надо учить спортсмена сложным вещам, если он может их выполнять. К примеру, на чемпионате России за исполнение прыжков в три с половиной и четыре оборота давались дополнительные бонусы, а на этапах Гран-при этого не происходит. Получается, что мы не так информированы или нас не так информируют? А ведь мотивировать фигуристов на исполнение четверного прыжка очень сложно, потому что это обязательно связано с травмами. За примерами ходить не нужно. Те, кто делал сложные четверные прыжки, заработали серьезные травмы -- Плющенко, Ягудин... Стефан Ламьбель получил разрыв приводящей мышцы, что фактически не позволяет ему делать прыжки в три с половиной оборота. И потому он принял решение завершить карьеру. Да и тренеру очень нелегко брать на себя ответственность, потому что он отвечает за спортсмена и понимает, что тот может поломаться. Но еще раз повторяю, технический прогресс, особенно в мужском одиночном катании, нельзя отменить. Но это должно как-то иначе оцениваться.
-- Комментируя этапы серии Гран-при на телевидении, вы каждый раз говорите о том, что в нашей сборной очень много травмированных спортсменов и необходимо на все старты посылать врача и массажиста.
-- Я постоянно говорю об этом на протяжении последних семи лет. И вы знаете, подействовало. На последнем этапе были и врач, и массажист. Надеюсь, что они будут сопровождать спортсменов и потом.
-- В нынешней серии два российских танцевальных дуэта выступают на одних и тех же этапах Гран-при. Это плюс или минус?
-- Если говорить конкретно о двух российских танцевальных парах, то я считаю, что Хохлову и Новицкого оценивают необъективно. Не думаю, что у них такая большая разница в сравнении с катанием Домниной и Шабалина. Но еще большая глупость, что две ведущие пары выступают на одних и тех же этапах Гран-при. Если называть вещи своими именами, то это просто хамство. Две эти пары надо было разводить по разным этапам, давая возможность каждой проявить себя. Почему во всем мире так и делают, а мы не можем? Ведь это чревато тем, что Хохлова и Новицкий -- пара, которая в прошлом сезоне стала бронзовым призером чемпионата мира, может вообще не попасть в финал Гран-при. Скажите, кому это на руку? Мы не так богаты, чтобы разбрасываться тем, что у нас есть. Я не преуменьшаю возможностей и способностей лидеров нашей сборной Домниной и Шабалина, дай бог им здоровья, которое было подорвано, но надо думать обо всех спортсменах. А у нас, похоже, это не очень получается.
-- Вы всегда ратовали за то, чтобы иностранные фигуристы приезжали тренироваться к нашим тренерам в Россию, а не наши тренеры уезжали бы работать за рубеж. Как вам кажется, сейчас подходящий для этого момент?
-- Ко мне приезжают. И надо больше создавать и открывать в России международных спортивных центров по фигурному катанию. Не то что в Новогорске, где лифт не работает уже пять лет. Мы с чемоданами, сумками поднимаемся на этажи. Это, конечно, прекрасно, но подрывает само понятие, как все должно быть. Я думаю, что создание международных центров не только по фигурному катанию, но и по другим видам спорта должно входить в программу развития спорта в нашей стране.
-- А вам строят каток?
-- Я не слышала. Может быть, у вас есть информация, тогда скажите где?
-- То есть вам никто ничего не предлагал?
-- Никто.
Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА