|
|
N°143, 10 октября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Главные по контролю
Cтепашинская счетная палата ляжет сразу под двоих
Мечты главы Счетной палаты России Сергея Степашина о расширении полномочий не так давно вверенного ему ведомства воплощены наконец в конкретном документе. Группа депутатов внесла на рассмотрение Госдумы поправки к закону «О Счетной палате», полностью удовлетворяющие пожеланиям г-на Степашина. Если они будут одобрены, то в скором будущем палата будет и штрафы взимать, и в суды обращаться, и ЦБ проверять, и внебюджетные средства контролировать. Кроме того, Счетная палата перестанет быть исключительно парламентским органом государственно-финансового контроля. «Лежать будем, -- как обмолвился однажды г-н Степашин, -- под двумя сразу: Думой и президентом».
После отставки Сергея Степашина с поста главы правительства и переквалификации в простого депутата о его способности быстро превращать захудалые конторы во влиятельные, подчас даже силовые ведомства, как это было с Минюстом, несколько подзабыли. Но вспомнили, как только г-н Степашин обосновался в кресле главы Счетной палаты. На фоне общего стремления к «диктатуре закона» и наведению порядка в стране он пришелся явно ко двору. И, надо полагать, не без одобрения сверху начал «пробивать» дополнительные полномочия себе и своему ведомству. Старт был дан, когда Владимир Путин неожиданно внес в Госдуму законопроект о создании региональных подразделений Счетной палаты. К концу года, считают в палате, закон будет принят, и с начала следующего года око ее аудиторов станет всевидящим.
Следующим шагом стал депутатский законопроект, корректирующий закон «О Счетной палате». Подготовленный, разумеется, не без участия самой палаты, проект предлагает изменить положение о подотчетности этого органа только Федеральному Собранию. Отчеты о своей деятельности Счетная палата, согласно документу, должна предоставлять и парламенту, и президенту. По мнению г-на Степашина, такая схема поможет повысить эффективность работы палаты с органами исполнительной власти, которые пока от ее предписаний отмахиваются. Президент же будет вносить на рассмотрение парламента кандидатуру председателя Счетной палаты. А председатель, в свою очередь, представлять к назначению на должности своего заместителя и аудиторов. Сегодня эти назначения являются прерогативой депутатов и сенаторов. К числу задач палаты, кроме прочего, предлагается отнести «определение законности, эффективности и целесообразности формирования и расходования внебюджетных средств».
В случае изменения закона нелегко придется и Банку России. Депутаты предлагают ввести порядок ежедневного предоставления ЦБ в Счетную палату копий своей базы данных электронных платежных документов и выписок по всем счетам, «подтверждающих операции со средствами федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов». Кроме того, палата будет контролировать формирование и перечисление прибыли Банка России, его собственные расходы, управление находящейся в его владении, пользовании и распоряжении федеральной собственностью. Аудиторы смогут также проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности и отдельные тематические проверки ЦБ.
О юридическом прошлом г-на Степашина напоминает положение законопроекта о наделении его ведомства правом обращения в суды и привлечения к административной ответственности. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени палаты, согласно законопроекту, будет ее председатель. Штрафами до пятисот минимальных зарплат (то есть 42 тыс. руб.) будут наказываться должностные лица за нецелевое использование бюджетных средств, нарушение сроков возврата и перечисления платы за пользование бюджетными средствами. До ста минимальных зарплат будет стоить невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, неповиновение законному требованию должностных лиц Счетной палаты, а также неприятие мер по устранению причин, способствовавших совершению правонарушения. Законопроект, правда, предоставляет пострадавшим право обращаться непосредственно в Верховный суд или Высший арбитражный суд.
Но это еще не все. Г-н Степашин грезит принятием закона о финансовом контроле. Сегодня контрольные функции выполняет контрольно-ревизионное управление Минфина. Налоговая полиция уже внесла в Думу законопроект о финансовой полиции, согласно которому полномочия этого органа во многом будут совпадать с полномочиями КРУ. «Очень важно не повторить ошибку 1991 года, -- считает Сергей Степашин, -- когда каждый орган делал законы под себя. Закон о финансовом контроле позволит четко систематизировать субъекты такого контроля и определить, кто в стране будет главным контрольным органом. Думаю, что это должна быть Счетная палата».
Светлана МИХАЙЛОВА