Компания "Эйрюнион Эр Эр Джи", входящая в авиационный альянс AirUnion, объявила вчера технический дефолт по свои облигациям. Компания не могла выплатить держателям ценных бумаг более 1,5 млрд руб. Также сомнительно, что она сможет выполнить ту задачу, ради которой и создавалась: приобрести от 15 до 30 самолетов Suhoi Superjert-100 (SSJ) для авиакомпаний, входящих в альянс AirUnion. Впрочем, поскольку этот альянс, попавший в полосу финансовых трудностей в августе, фактически находится в процессе ликвидации, эксплуатировать эти самолеты ему все рано бы не удалось.
ООО "Эйрюнион Эр Эр Джи" было создано в 2006 году как SPV-компания (special purpose vehicle, или фирма, организованная для одной узкой цели, обычно финансирования какого-либо проекта). Она является «дочкой» ООО "Эйрюнион" -- управляющей компании AirUnion. Альянс в этом году должен был слиться в единое юридическое лицо, но вместо этого летом фактически разорился. В декабре 2006 года ООО "Эйр.нион Эр Эр Джи" приступило к осуществлению своей уставной задачи, подписав с компанией «Гражданские самолеты Сухого» контракт на поставку 15 находящихся в разработке региональных самолетов SSJ (которые на ранней стадии проектирования именовались RRJ, отсюда и название ООО). Был также подписан опцион еще на 15 таких же машин. Кстати, в предконтрактном соглашении, заключенном сторонами на несколько месяцев раньше, начало поставок самолетов было назначено на ноябрь 2008 года. То есть если бы все пошло по первоначальному плану, пилоты AirUnion сейчас уже должны были бы осваивать новую машину. Это, к сожалению, невозможно, хотя бы потому, что работа над SSJ затянулась больше, чем ожидалось. Машина пока не завершила процесс сертификации. Правда, в окончательном контракте срок поставки сдвинут на 2009 год.
В марте 2008 года "Эйрюнион Эр Эр Джи" разместил облигации на сумму 2 млрд руб. для финансирования проекта приобретения самолетов. Организаторами выпуска были Банк Москвы, "Уралсиб" и ИГ "Русские фонды". Срок обращения облигаций -- 3 года. 20 ноября компания должна была выполнить оферту по выкупу этих ценных бумаг на 1,567 млрд руб. с выплатой накопленного купонного дохода в размере 9,621 млн рублей.
Однако вчера она распространила заявление о том, что не имеет необходимых для этого денег. Средства, как сказано в заявлении, были вложены в развитие альянса AirUnion. Компании, входившие в этот альянс, в том числе крупнейшая из них -- KrasAir -- прекратили операции после финансового краха, который они пережили в конце лета.
Надо отметить, что уставный капитал "Эйрюнион Эр Эр Джи" -- 20 млн долл. (примерно 560 млн руб.) -- не покрывает обязательств компании перед держателями ее ценных бумаг.
Активы альянса AirUnion сейчас находятся в процессе передачи новой авиакомпании «Росавиа», которую создают госкорпорация «Ростехнологии» и правительство Москвы. Однако не факт, что эта фирма согласится также взять на себя все финансовые обязательства «прогоревшего» альянса. Поставщики топлива (а расходы на него стали основной статьей, подорвавшей финансовую устойчивость альянса) уже жаловались, что новые хозяева самолетов AirUnion не торопятся рассчитаться с ними по накопленным долгам. Дефолт "Эйрюнион Эр Эр Джи" может стать еще одним этапом «санации» бывшего альянса посредством отказа от его обязательств.